Когда и для чего сооружались триумфальные арки?
Обычай возводить триумфальные арки известен со времен Древнего Рима. Их сооружали для торжественной встречи полководца-победителя, удостоенного официального возвеличивания - триумфа, отсюда и название. Позднее арки стали устанавливать не только в честь военных побед, но и по случаю других знаменательных событий.
Триумфальные ворота сооружаются не только в столичных городах. Однако в провинциях их чаще всего ставили не в честь военных побед. "В доброе старое время, - пишет в 1916 году Г. К. Лукомский, известный исследователь провинциального зодчества, - когда граждане, осчастливленные посещением какой-либо особы, хотели запечатлеть это событие на память грядущим поколениям, они воздвигали триумфальные арки. Конечно, чаще всего строили эти арки к приезду или проезду государей".
Арка триумфальная – монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н. э. , Септимия Севера, 203 г. н. э. , Константина, 315 г. н. э. в Риме) . По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля) , 1806-37 гг.) . В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг. , архитектор О. И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г. , архитектор В. П. Стасов).
типичная привычка строить городьбу посередине ничего)
Сооружение триумфальных арок в честь победителей было заимствовано римлянами у этрусков. Они проводили в честь победителей специальные магические церемонии, частью которых и являлся ритуальный проезд или проход через ворота. Смысл его — в охранительной функции ворот как границы между двумя мирами — своим и чужим.
Первоначально эта церемония проводилась около специально украшенных городских ворот, но Co-временем стали строить специальные ворота. Через них проходил военачальник, а за ним воины, победившие в сражении. Следом вели пленных и несли трофеи — шесты с привязанным к ним вражеским оружием. Считалось, что прохождение сквозь ворота защитит от возможной порчи и очистит от скверны пролитой крови.
Римляне восприняли лишь внешнюю форму этого ритуала, превратив его в красочное шествие. Поэтому поводом для сооружения триумфальной арки могла стать только большая победа — в сражении, где было убито не менее 5000 врагов.
Триумфальная арка представляла собой сложное архитектурное сооружение, которое устанавливалось на дорогах и площадях. Арка имела один или два проезда, аттик, на котором в колеснице изображался тот, в честь кого была установлена триумфальная арка, и соответствующая надпись.
Триумфальные арки устанавливались и в честь знаменитых людей: императоров, полководцев, регентов, высокопоставленных чиновников. Наиболее известны триумфальные арки, сооруженные в Риме в честь Тита, Сеп-тимия Севера и Константина.
По образцу античных триумфальных арок в эпоху Ренессанса строились порталы.
древний рим, римские императоры проезжали под ними после победы!