Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
17лет
Изменено

Что представляет собой система "цветного слуха"?

Кто является основоположиком этой системы?

Дополнен

*основоположНиком, простите...

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
17лет

"ЦВЕТНОЙ СЛУХ" МУЗЫКАНТОВ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Ванечкина И. Л. , Галеев Б. М.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]



http://synesthesia.prometheus.kai.ru/sin3.htm СИНЕСТЕЗИЯ В ИСКУССТВЕ
http://synesthesia.prometheus.kai.ru/anketopr_r.htm НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЦВЕТНОГО
СЛУХА СРЕДИ ЧЛЕНОВ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ СССР
http://synesthesia.prometheus.kai.ru/sin3.htm очень много ссылок на этой странице по тематике вопроса

Французский монах Кастель, пытался ещё в XVIII веке создать "цветовой клавесин", каждая клавиша которого выбрасывала бы на обозрение слушателей ленточку определенного цвета. К чести Франции, Луи Бертран Кастель (1688-1757) впервые в мире заявил саму идею "вuдения" музыки. Идея эта была пионерской, но, по сути своей, умозрительной и не имела непосредственного отношения к искусству, ибо при использовании ее алгоритма "цвет–звук" ("спектр – октава", "звукоряд – цветоряд") было невозможно получить хоть какой-либо художественный результат. Никак не можно отнести кастелевскую аналогию и к проявлениям "цветного слуха" (увы, существует и такое удручающее мнение) . Как бы то ни было, идеи Л. Б. Кастеля "всколыхнули" художественную культуру Европы, заставили ее "замереть" в ожидании реальной возможности сделать музыку "видимой". В России проявляли пристальный интерес к идеям Л. Б. Кастеля, хотя и понимали их практическую безысходность
К чести России великим русским композитором А. Н. Скрябиным (1872-1915) был сделан следующий шаг, причем уже на пути реального воплощения светомузыкального синтеза. В 1910 г. он создал первое в мире оригинальное светомузыкальное произведение – "Прометей" (второе его название "Поэма огня"). В партитуре этого симфонического сочинения, наряду с партиями обычных инструментов, есть необычная, световая строка "Luce", предназначенная для исполнения на некоем световом оргaне – "tastiera per luce". В строке "Luce" представлены изменения цветов, которые обозначены обыкновенными нотными знаками. Конкретных же указаний, – что означают эти ноты, – в партитуре нет. Отсюда возникла легенда о зашифрованности строки "Luce".

далее по ссылке http://synesthesia.prometheus.kai.ru/anal-sinest_r.htm ОТ АНАЛОГИИ И СИНЕСТЕЗИИ К СИНТЕЗУ: ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ "ВИДЕНИЯ МУЗЫКИ"

Аватар пользователя
Мудрец
17лет

Столкнувшись с поэтическими откровениями типа: “Флейты звук зорево-голубой” (К. Бальмонт) либо: “В глазах красно от бузинной пузырчатой трели” (М. Цветаева) , ознакомившись с признаниями композитора Скрябина о том, что для него тональность C-dur — красного цвета, и откровениями художника Кандинского, “окрашивающего” как и Бальмонт, тембры музыкальных инструментов, исследователи попросту не заметили, что имеют дело с метафорой, пусть и необычной, связанной с межчувственным переносом. Пытались объяснить эти так называемые синестезии имен, но как реальное “со-ощущение”, привлекая физические аналогии звука и света (мол, “и то и другое — волновые явления”), анатомию (“возможно, перепутались нервные волокна”), атавизм (“рецидив первобытного сенсорного синкретизма”), пусть и полезная, но болезнь (“разве это нормально, что звук может “резать” или “светиться”?), психоделика (“при восприятии наркотиков начинаются галлюцинации, и звуки на самом деле могут быть видимыми! ”), чудесное, эзотерическое свойство психики (“это доступно только избранным, кто приобщен к “тайному знанию””). Как бы то ни было, синестезия и ее частное проявление “цветной слух” признавались аномалией, — с положительным ли, отрицательным ли знаком. Отсюда — ходячие предрассудки на уровне энциклопедических и даже академических изданий: “Синестезия — отклонение в сенсорной системе; синестезией страдали Рембо, Бодлер, Бальмонт, Блок, Скрябин, Римский-Корсаков, Кандинский; в ХХ веке популярны попытки создания на базе синестезии и, конкретно, цветного слуха абстрактной живописи и нового искусства — светомузыки” (предрассудки эти устойчивые и для советской, и для нынешней российской науки, и для Запада) .
Реально же синестезия — никакое не “со-ощущение”, а скорее, если быть точнее, это “со-представление”. По психологической своей природе это “всего навсего” межчувственная ассоциация, часто многоуровневая, системная; это проявление метафорического мышления (которое, как известно, как раз и базируется на механизме ассоциаций) . И даже само понятие “цветной слух”, оказывается, — это метафора! Не видел реально Бальмонт никакого цвета при звуках флейты!. .
Итак — метафора, ассоциация, сравнение, сопоставление, иносказание.. . Но если в метафоре “девушка — лилия” происходит сопоставление визуального с визуальным, то сравнение девушки с “Элегией” Массне или звуками свирели — уже иного, именно синестетического свойства. Метафоры, как уже давно установлено наукой, генетически основаны на ассоциациях “по сходству”, в синестезии же эта связь формируется именно “по сходству” казалось бы несовместимых, разнородных чувств (зрения и слуха, например) , что и выглядит внешне как парадоксальное “смешение чувств”. Причем сходство здесь может быть либо по содержанию (смыслу, эмоциональному воздействию) — пример из Бальмонта, либо по форме (структуре) — пример из Цветаевой. Межчувственный перенос, синестетическое сравнение, как и любое сопоставление “по сходству” — это, как можно догадаться, уже операция мышления. Только мышление в данном случае осуществляется, так сказать, не выходя за рамки сенсорно-чувственной сферы, т. е. относится к сфере невербального, чувственно-образного мышления. Причем здесь невербальное мышление — более сложное, чем, например, просто визуальное или музыкальное мышление, ибо осуществляется оно уже в ранге связей в целостной полимодальной системе разнородных восприятий.
Для удобства мы изобразили скрябинскую систему “цветного слуха” (точнее, систему его цвето-тональных аналогий) графически. По своему содержанию рисунок практически повторяет таблицу “звуко-цветовых соответствий” Скрябина, которую в виде обычного перечня “в столбик” Сабанеев опубликовал еще в 1911 году:
С. Красный
G. Оранжево-розовый
D. Желтый
A. Зеленый
Е. Сине-белесоватый
Н. Похоже на Е
Fis.Синий, яркий
Dis.Фиолетовый
As.Пурпурно-фиолетовый
Es.Стальные цвета с металлическим блеском
B. F. Красный, темный
Для сравнения Сабанеев рядом

Источник: <noindex><a rel="nofollow" href="http://www.krasdin.ru/1999-5-6/s047.htm" target="_blank">http://www.krasdin.ru/1999-5-6/s047.htm</a></noindex>
Аватар пользователя
17лет

Цветной слух, синопсия (англ. colour hearing, нем. Farbenhoren, франц. audition coloree), ощущение различных цветов, а также все внепредметные пространственные и графические представления, возникающие при восприятии определённых звуков, созвучий, тональностей; частный случай синестезии (дословно — соощущения) . Ассоциации Цветной слух подразделяются на общезначимые естественные синестезии, основанные на т. н. натуральном условном рефлексе, и произвольно-субъективные, в которых фиксируются случайные отношения между зрением и слухом. Ярко выраженным Цветной слух обладали многие музыканты, художники, писатели (например, А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, Б. В. Асафьев, В. В. Кандинский, Ф. Гарсиа Лорка) . С областью Цветной слух соприкасаются такие ассоциативные представления, как «яркий» , «матовый» звук, «тонкий» свист, «кричащие» цвета и т. п. Интерес к изучению Цветной слух в значительной мере стимулируется современными экспериментами в области синтеза музыки и света.

Русский основоположник цветомузыки, композитор-новатор А. Н. Скрябин, от природы обладавший цветным слухом, построил спектр, совершенно отличный от ньютоновского, в котором нота «ре» была желтой, «ми» — голубой, «соль» — оранжевой, «ля» — зеленой, «си» — синей. В партитуре его симфонической поэмы «Прометей» впервые в истории музыки цвету была отведена особая партия, написанная на отдельном нотном стане. Композитор сам сконструировал машину для музыки цвета, назвав ее световым клавиром.

Первые специальные публикации о скрябинской "световой симфонии" и его "цветном слухе" принадлежат его другу и биографу Леониду Сабанееву (1881-1968).