Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты
Лидеры категории
Лена-пена Лена-пена
Искусственный Интеллект
М.И. М.И.
Искусственный Интеллект
Y.Nine Y.Nine
Искусственный Интеллект
king71alex Куклин Андрей Gentleman Dmitriy •••

Когда и в какой стране впервые возникла техника КСИЛОГРАФИИ?

Michel Griboff Просветленный (27570), закрыт 16 лет назад
Что она из себя представляет? Какие приемы существуют? Расскажите о традициях разных стран. И покажите образцы этого уникального искусства!
Дополнен 16 лет назад
ВИКПЕДИЯ не рулит!
Дополнен 16 лет назад
Классные ответы! Спасибо! Но не могу не отметить блестящую работу с материалом Татьяны! Решение принято!
Лучший ответ
♡J'aime A. F. ® Высший разум (105209) 16 лет назад
КСИЛОГРАФИЯ (от нем. xylographie, фр. xylographie < ксило… греч. xylon — дерево, древесина + …графия grapho — пишу) . Ксилография – один из древнейших типографических методов печати. "Изобретение" ксилографии нельзя связывать с личностью определенного художника -- она медленно созревала в ремесленной среде. Своеобразной предтечей ксилографии из эпохи поздней готики и ее соперником в течение всего XV века следует назвать так называемую пунсонную, или выемчатую, гравюру ("Schrotschnitt").Зародилась ксилография там же, где был изобретен основной типографский материал (бумага) – в Китае. Датой происхождения первых полиграфических продуктов, произведенных методом ксилографии, называют шестой век до Р. Х. Западный мир приобщился к этой технике печати лишь в пятнадцатом веке. http://www.reo-print.ru/Ksilografiya

О печатной форме (клише) . http://www.c-cafe.ru/words/8/778.php
Китай. Картина няньхуа. Картина няньхуа прошла долгий путь развития: от дешевых печатных икон, изготовлявшихся в буддистских и даосских монастырях в V-VI веках, до полнокровного народного искусства, сформировавшегося в первой половине XIX века. Название «няньхуа» - новогодняя - происходит от празднования Нового года (по лунному календарю) . [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
Япония. "Укиё-э", то есть изображение "быстротекущего суетного мира". Первые успехи в становлении искусства гравюры связаны с именем выдающегося мастера Хисикава Моронобу (1638-1714), начинавшего свою деятельность в книжной графике. Его ранние произведения были монохромными, некоторые гравюры Моронобу раскрашивались от руки самим художником или покупателями.
http://danketsu.3dn.ru/publ/2-1-0-28
Россия. Создатель школы русской ксилографии — Владимир Андреевич Фаворский, для произведений которого характерны философская глубина и яркость образов. В технике торцовой гравюры работал Фаворский, работают большинство современных мастеров ксилографии. http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh
Италия. В 1516 в Италии художником Уго да Карпи была изобретена техника цветной ксилографии, которая называлась кьяроскуро (ит. chiaroscuro – светотень) . http://www.krugosvet.ru/articles/117/1011772/1011772a3.htm#1011772-L-111

Германия. Старейшие образцы европейской ксилографии относятся к концу XIV века и выполнены главным образом в Южной Германии (однако старейшая датированная гравюра на дереве, изображающая св. Христофора, помечена 1423 годом) . http://biblioteka.org.ua/book.php?id=112...
Франция. Англия. В 1766 году появилось руководство по ксилографии, составленное французским резчиком, мастером заставок и концовок Папильоном. Важный технический переворот в ксилографии был сделан на рубеже XVIII и XIX веков английским гравером Томасом Бьюиком.
http://lib.ru/TEXTBOOKS/ART/vipper.txt
И в заключение – компьютерная ксилография.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]...
♡J'aime A. F. ® Высший разум (105209) 16 лет назад
Так много информации, что все не помещается. И картинки не могу вставить. :(
Michel Griboff Просветленный (27570) Танюш, прекрасная работа с материалом! Но ты же меня знаешь - я же художник... -без иллюстраций не приму! :) И почему все забыли о Германии и Франции ...
♡J'aime A. F. ® Высший разум (105209) 16 лет назад
Германия.
Старейшие образцы европейской ксилографии относятся к концу XIV века и
выполнены главным образом в Южной Германии (однако старейшая датированная гравюра на дереве, изображающая св. Христофора, помечена 1423 годом). Листы эти известны только в одном экземпляре (уники), посвящены религиозной тематике, выполнены только контурными линиями и часто раскрашены от руки. Постепенно в них появляется штриховка, выполняющая, однако, не задачи пластической лепки, а чисто декоративные функции. Эти старейшие немецкие гравюры на дереве по своему стилистическому эффекту (особенно благодаря
раскраске) всего более сближаются с живописью на стекле, с цветными
витражами.
http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1121022037&p=4
И в заключение – компьютерная ксилография.
http://www.kursiv.ru/kursiv/archive/23/moses.html

♡J'aime A. F. ® Высший разум (105209) 16 лет назад
Франция. Англия. Некоторым рубежом между старой и новой гравюрой на дереве в Западной Европе может служить вышедшее в свет в 1766 году руководство по ксилографии, составленное французским резчиком, мастером заставок и концовок Папильоном. Единственное, чего еще не хватает ксилографии, по мнению Папильона,-- это гибкости и эластичности техники. Этот важный технический переворот был сделан на рубеже XVIII и XIX веков английским гравером Томасом Бьюиком. Два основных момента следует выделить в реформе Бьюика: во-первых, дерево другого сорта и распила и, во-вторых, другой инструмент гравирования. 'Эти новые приемы Бьюика сделали технику ксилографии и более легкой, и более разнообразной. http://lib.
Остальные ответы
Bourmatskaia Tatiana Гуру (2771) 16 лет назад
Ксилография — гравюра на дереве — возникла в Китае не позднее VI века.
"Гравюра на дереве возникла там не позднее VI века, по крайней мере с этого времени встречаются упоминания изготовленных таким образом ксилографических книг. Так бы и существовало множество предположений, если бы не находка в 1900 году в Дунхуане (Западный Китай) в пещере Тысячи Будд знаменитой «Алмазной сутры» , которая ныне хранится в British Library. Она датирована 868 годом и снабжена указанием, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал сию книгу «ради поминовения усопших родителей своих» .

Так ныне первая дата в истории гравюры совпадает с первой датой в истории книгопечатания. Однако проникновение гравюры в Европу лишь ненамного опередило изобретение Иоганном Гутенбергом книгопечатания.

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве, появились на рубеже XIV-XV веков. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла» : сначала это была Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи" и т. д. . ит. п.

Много примеров - на Википедии, в статье о ксилографии. У Дюрера вот тоже есть работы, например "Четыре всадника Апокалипсиса". По техникам различают продольную и торцовую (тоновую) гравюры, о различиях между ними тоже подробно написано в Википедии и на http://www.gravura.ru..:)
Настёна Просветленный (31918) 16 лет назад
Возникновение гравюры оказалось звеном эволюции изящных искусств: гравюра на дереве берет свое начало от досок для изготовления набивных тканей, резцовая гравюра примыкает к ювелирному искусству, а офорт имеет общее с ремеслом мастеров-оружейников. Отличительное от других видов искусства качество гравюры состоит в том, что она представляет собой оттиск на бумаге. Именно поэтому родиной гравюры является родина бумаги – Китай.
Гравюра на дереве возникла в Китае не позднее VI века, по крайней мере, с этого времени встречаются упоминания изготовленных таким образом ксилографических книг. Так бы и существовало множество предположений, если бы не находка в 1900 году в Дунхуане (Западный Китай) в пещере Тысячи Будд знаменитой «Алмазной сутры» , которая ныне хранится в British Library. Она датирована 868 годом и указанием, что мастер Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих» . Именно поэтому даже в словаре В. И. Даля ксилография называется «китайским способом печатанья» .
Мастерская печатника. Абраам Босс. 1642 год
Имя изобретателя ксилографии история не сохранила ни на Востоке, ни на Западе, возникновение ксилографии было подготовлено всем ходом развития художественных ремесел. И самый процесс печатания был известен человечеству с незапамятных времён. Создателями ксилографии были ремесленники, столяры и резчики по дереву, из мастерских которых вышли первые печатные листы. Эти гравюры были еще грубо нарезаны, примитивны по формам и наивны по содержанию: анонимные резчики не были профессиональными художниками. Древняя техника ксилографии была сравнительно несложной, но трудоемкой.
Приготовление доски для ксилографии
Весь процесс распадался на три самостоятельные операции. Сначала на доску наносился рисунок будущей гравюры. Причем, рисуя, художник должен был учитывать, что в оттиске этот рисунок получится обращенным, как в зеркале, все, что было справа, окажется слева, и наоборот. После этого каждая линия рисунка обрезалась с обеих сторон острым ножом, а промежутки между ними, то есть фон, который в оттиске должен остаться белым, вынимался особыми долотцами или стамесками.
Техника гравирования на дереве Гравюры резали на досках, распиленных продольно, то есть по слою. Отсюда одно из названий этой техники - продольная гравюра. Материалом в Европе обычно служили бук и груша, а в Японии, кроме грушевого дерева, использовались сливовое и вишневое. Инструменты для гравирования на дереве Илл. Св. Христофор с младенцем. Около 1476 г. Обрезная гравюра на дереве.
В конце XVIII века произошло событие, которое в корне изменило даже самый облик гравюры на дереве, раскрыв перед нею новые, неисчерпаемые художественные возможности. Англичанин Томас Бьюик (1753-1828) стал резать гравюры не на продольных досках, а распиленных поперек слоя - на торцах. Японская цветная ксилография . Технику японцы заимствовали из Китая. Уже с XIII в Японии печатались небольшие буддийские иконы, амулеты, но эта продукция носила ремесленный характер. Как самостоятельный вид искусства гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии — в период Токугава (1603-1868).
И-И Гений (70818) 16 лет назад
"А как прекрасен бег инструмента по твердому дереву! Доска так отшлифована, что кажется бархатной, и на этой блестящей золотой поверхности острый резец стремительно бежит, и вся работа художника - удержать его в границах своей воли". (А. П. Остроумова-Лебедева)
Ксилография (от греч. Xylon — срубленное дерево и ...grapho — пишу, черчу, рисую) , гравюра на дереве, — изготовление клише ручным способом на деревянной доске с гладко отшлифованной поверхностью.
На отшлифованную поверхность наносится рисунок, после чего линии рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге.
Имя изобретателя ксилографии история не сохранила.
Наиболее старая из известных иллюстраций (приблизительно 750 г) , напечатанных с деревянной формы, обнаружена в Кореи, в 1866 году.
Китайская "Алмазная Сутра" датируется 868 годом, объединяющая в себе награвированный титульный лист и текст с нумерованными гравюрами. Это время принято считать датой зарождения ксилографии.
В России ксилография появилась в середине 16 в. , и ее применение связано с книгопечатанием.
В Европе гравюра на дереве стала известна в конце 14 - начале 15 в.

В зависимости от применяемой доски, различают: обрезную гравюру (продольный распил ствола дерева) и торцовую гравюру (поперечный распил и склеивание доски из прямоугольных брусков) i>
Различают также оригинальную и репродукционную ксилографию.

В Японии гравюру, как и жанровую живопись, назвали укиё-э (картины повседневного мира) . Основное отличие японской ксилографии заключается в более тесной связи японской гравюры с каллиграфией. А отсюда - большее значение выразительного и эмоционального языка линии и пятна и отсутствие у японских граверов интереса к изображению пространства и полное их пренебрежение к светотени.
Североитальянская ксилография теснейшим образом связана с рисунками пером и находилась под несомненным влиянием Тициана. Для XVI века характерен смелый, свободный, несколько грубоватый штрих (Николо Больдрини) или же широкие, черные плоскости, расчлененные с помощью белых линий и полос (Джузеппе Сколари) .
Книжная гравюра на дереве в России была главным образом орнаментальной: это заставки, концовки, буквицы и другие книжные украшения.

Источники:
Ксилография
Гравюра на дереве
История книги
Ксилография
И-ИГений (70818) 16 лет назад
Из-за картинок пришлось сильно урезать текст. Сокращала раз пять, пока поместилось все. А там были и Германия и другие страны. Все есть только в ссылках. Обидно, что такие лимиты.
Похожие вопросы