Город впервые упоминается под 903 годом, но возник намного раньше - не позже VI века нашей эры. Как и многие древнерусские города, Псков был основан на холмистом мысу, образованном двумя реками: Великой и Псковой. Сейчас на этом месте можно увидеть стены и башни Псковского детинца (кремля) , который получил местное название "Кром". Название города произошло от имени речки "Пскова", которое переводится с одного из финно-угорских языков как "смоляная вода" (Piisk-va).
Еще в XIV веке псковский летописец назвал имя раннего города -- "Плесков".
Имя "Плесков" едва ли произведено от плеска вод тихой Псковы. Все было иначе. Посмотрим по словарю древнерусского языка Срезневского, что означало в древности "плескание":
-- это радость, торжество: "И начаша eфиопи плескати.. " ,
обычно выражались рукоплесканиями (ныне -- аплодисменты) ;
-- один из языческих брачных обрядов: "Не бывают на простых людех благословения венчания, но бояре токмо и князи венчаются, простым же людем яко именем и плесканием разум даем";
-- игры: "Игумени и попы възбраняют вам от игрищ неподобных диавольских, от плескания: зане тая игрища неподобственная, еллинская суть";
-- бряцание на музыкальных инструментах: "не подобает брак плескати, ни плясати".
В Х веке (по данным С. Таракановой) крепость города была обложена камнем. На приступе в междуречьи Великой и Пльсковы появился мощный, высотой более 20 м каменный вал -- Перси, сложенный либо насухо, либо на глиняном растворе. Слово "перси" означало грудь человека, коня, города.
Плесков стал Перьсковjм или Прьсковом, то есть городом с каменным панцирем на груди. Имя "Плесков" и как противоречащее христианству и при новом образе города-воина стало "неустойчивым" и закачалось на
пути к простому, но внутренне бессмысленному имени "Псков" (Плесков -- Перьсков -- Прьсков -- Псков) . Это "качание" закончилось к XIII веку и повсеместно стал известен только Псков.
А вот термин "псковичи" получил чудесное смысловое наполнение
в словах святого князя Довмонта: "Братья мужи псковичи: кто стар -- тот отец, а кто млад – то и брат; потягнем за Святую Троицу! " "Потягнем" – это не просто "потянем", потому что "тягло" здесь перед битвами разумеется как предельное напряжение воинов к границе славы, смерти или жизни. "Псковичи", следовательно, это жители Пскова, которые всю жинь готовы "потянуть за Святую Троицу"
Скобари
Слово появилось еще в начале ХV века в таком виде: "Прииде местер (магистр) со всею силою немецкою и с литвою.. . и ходяче по Скопской волости неделю" (Пск. Лет.) . "Скобарь" произошло от "скопского" жителя волости. В ХVIII веке из Пскова было очевидно налажено снабжение строящегося Петербурга изделиями кузнечного дела: прутами, гвоздями, скобами.. . Скопские и стали скобарями.
В XIX веке появилось еще слово "псковитяне" (опера "Псковитянка", перевод в 1867 году Истории Моск. кн. Петра Петрея и др.) . Но это -- "интеллигентское" заимствование от чужеродных слов (израильтяне, моавитяне, критяне, афиняне, римляне) никакого истинного отношения к Пскову не имело.
Сегодня термин "скобарь" снова всплыл в двух смысловых оттенках: либо как презрительно-ругательный, либо как кондово-горделивый. В "материалистическом" смысле он обозначает жителя Пскова и Псковщины "гребущего под себя все и отовсюду", а в духовном "не ведающего что творит" в итоге.