На заре развития музыкальной культуры, около 1000 лет назад, возникла крайняя необходимость в более точной записи создаваемых музыкальных произведений. Среди подлинных реформаторов нотного письма того времени особое место занимает Гвидо д`Ареццо. Он родился в 956 году и был монахом бенедектинского монастыря Помпозы, неподалеку от Равенны. Будучи от природы чрезвычайно способным, он во всех занятиях превосходил своих товарищей, а удачным преподаванием пения настолько вооружил их против себя, что вынужден был перейти в другой монастырь – в Ареццо, от которого и получил свое прозвище Аретинского.
Гвидо был одним из выдающихся музыкантов своего времени и его нововведения в способе преподавания духовного пения давали блестящие результаты. Он обратил внимание на нотацию и придумал четырехлинейную систему, на которой точно определил местонахождение полутонов, которые, встречаясь между различными ступенями церковных ладов Григория Великого, характеризовали данный лад, а вместе с тем и основанную на этом ладе мелодию. Стараясь создать и практические средства, для возможности точно записать данную мелодию, Гвидо придумал целый ряд правил, представляющих довольно сложную систему сольмизации или гексаккордов. В основу своей системы Гвидо положил новые названия тонов: ut, re, mi, fa, sol, la, причем ut обозначало с, re – d, mi – e, fa – f, sol – g, la – а. Эти названия в его системе произошли из начальных слогов первых шести строк гимна святому Иоанну, по преданию, покровителя всех певцов. Кроме этих тонов придуманные названия означали и другие диатонические звукоряды из шести тонов, но при условии, чтобы названия mi – fa совпадали с полутоном. Таким образом, получилась система гексаккордов, с помощью которых можно было записать весь существующий при Гвидо звукоряд.
Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь. Система Гвидо продержалась весьма долго, и ее следы можно увидеть даже в трудах теоретиков музыки XVIII-го столетия. За свои нововведения Гвидо подвергся гонению, но когда сам Папа убедился, что система, созданная гонимым монахом, значительно облегчает чтение записанных по этой системе мелодий, Гвидо был с почестями возвращен в монастырь Помпозы, в котором и прожил, занимаясь преподаванием до самой своей смерти, которая наступила 17 мая 1050 года.
Гвидо оставил после себя много теоретических сочинений о музыке; выдающиеся из них: “Micrologus Guidonis de disciplina artis musicae”, “Musicae Guidonis regulae rhythmisae in antiphonari sui prologum prolatae” и “Epistola Guidonis Michaeli monacyo de ignoto cantu directa”.