Судьба фарфоровой фабрики была вручена Виноградову, который отдался делу с большой добросовестностью и через 10—11 лет привел фабрику в образцовое, по тому времени, состояние.
Период 1747 - 1758гг. принято называть „виноградовским". В 1747-48 гг. производились исключительно опыты, причем Виноградову удалось получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, не отстающей от массы. К 1750—51 гг. относится изготовление первых табакерок и мелкой посуды. Трудно установить, какая именно вещь составила первую удачу Виноградова;
принято считать таковой маленькую продолговатую чашку, хранящуюся в музее государственного завода.
Та самая чаша.
Большой помехой в работе Виноградова была его наклонность злоупотреблять спиртными напитками; хроническое пьянство подорвало его здоровье, и в 17'8 г. он умер, не достигнув сорокапятилетнего возраста. За год перед тем умер и первый начальник фабрики барон Черкасов. Наступил краткий перерыв в деятельности завода. Работы возобновил весной 1759 г. саксонский мастер И. Г. Миллер.
Б 1762 г. фарфоровая фабрика была поручена надзору М. В. Ломоносова, но тогда же возвращена в ведомство кабинета имп. Петра III (т. -е. в управление А. В. Олсуфьева) .
Работу Виноградова продолжал его ученик и преемник, Воинов. Вещи делались сравнительно массивными и тяжелыми, согласно завету Черкасова, предписывавшего делать вещи,— „что толще, то лучше". По виду массы и глазури фарфор Елизаветинской эпохи напоминает китайский. Большие вещи по технике хуже мелких; их обжигали в больших дровяных печах, изготовляли же из гжельской глины. .Мелкие вещи обжигали в горнах посредством углей; их обычно делали из оренбургской глины; такие вещи отличаются большею прозрачностью и стекловидным блеском глазури (в тонких пластинках даже масса имеет полустеклянную консистенцию) . В палитру тогдашних живописцев по фарфору входили, кроме кобальта и золота, краски: пурпурная, вишневая, красная, черная, желтая, зеленая и бурая.
История Государственного Фарфорового Завода со времени основания до революции 1917 годаВ России интерес к фарфору возник ещё в петровское время. Известно, что Петр I не только приобретал готовые фарфоровые изделия, но и заказывал непосредственно в Китае украшенные русским гербом аптекарские сосуды, бритвенные тазики и вазы.
ФлаконТакже при Петре осуществлялись и первые, правда, не имевшие успеха, попытки наладить в России собственное фарфоровое производство путем получения нужных сведений из Китая, подкупа китайских мастеров и приглашения в 1718 г. в Петербург дрезденского арканиста (мастера, владеющего тайной изготовления фарфора) , Петера Эггебрехта, который также "дела не сделал".
Надо сказать, что котировавшийся на европейском рынке как предмет роскоши, фарфор являлся ещё и дорогостоящим товаром, которым выгодно было торговать. Поэтому императрица Елизавета Петровна тоже пожелала иметь своё производство фарфора, вследствие чего в 1744 г. под Петербургом была основана Невская порцелиновая мануфактура, впоследствии, с 1765 г. ставшая Императорским фарфоровым заводом. С его деятельностью было тесно связано развитие производства российского фарфора.
Разработал технологию производства фарфора из отечественного сырья талантливый ученый-химик Дмитрий Иванович Виноградов.