Вопрос к тем кто понимает стихотворные размеры!!!
Я всегда думала что стих-е Монастырь на Казбеке написано хореем "Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками, " И КАКОГО ЖЕ ЛЕШЕГО ОН ОКАЗАЛСЯ ЯМБОМ! ВЕДЬ ХОРЕЙ-ЭТО УДАР НА ПЕРВЫЙ СЛОГ КАК ЗДЕСЬ!
Способ определения размера весьма прост, и я тут, в "Ответах" много раз об этом писал. Попробуйте проскандировать, как на стадионе, знаменитый детский стишок Агнии Барто: "Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик" А теперь столь же известные строки из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова: "Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой... " Чувствуете разницу? Первое стихотворение написано четырёхстопным хореем, а второе - четырёхстопным ямбом. И в хорее, и в ямбе чередуются ударный и безударный слог, но в хорее ударный первый (второй безударный) , а в ямбе - наоборот - первый безударный, а второй ударный. Вот это и есть СТОПА (то есть, какое количество безударных слогов соответствуют одному ударному В ИДЕАЛЕ и как они расположены относительно друг друга) . А как их легче отличить на практике? Ведь это так трудно - высчитывать слоги, да ещё слова в русском языке то слишком длинные (и из-за этого соседствуют рядом два безударных слога, хотя один из них обязан быть ударным - это называется "пиррихий"), а то, наоборот, короткие слова дают два ударных слога подряд, хотя один должен быть безударным (это спондей) , а "удобных" строк, которые предлагают Вам искать в предыдущем ответе, может в стихотворении не быть вовсе. Я предлагаю Вам воспользоваться способом, который я придумал для себя ещё школьником, и который весьма эффективен после нескольких тренировок. Наверняка, он был известен и до меня, так что на приоритет претендовать не могу. Но давайте вернёмся к стихам. Например, требуется определить, каким размером написана строка "Адмиралтейская игла". Не пытайтесь считать ударения - собьётесь и запутаетесь. Лучше обратим внимание на одну важную особенность: стопа хорея двусложная с ударением на первом слоге соответствует любому такому двусложному слову - например, слову "мама". Стопа ямба будет соответствовать двусложному слову с ударением на втором слоге - например, слову "Фома". Теперь давайте, не заботясь о смысле, подставим под строчку "Адмиралтейская игла" какое-то количество слов, соответствующих хорею, а потом - ямбу, и посмотрим, где совпадёт ритм. Итак Адмиралтейская игла Мама Мама Мама Мама Совпадает ритм? Нет! Значит, это не хорей! Адмиралтейская игла Фома Фома Фома Фома Совпадает ритм? Да! Значит, это ямб! А сколько в этой строке стоп? Считаем, сколько раз нам пришлось поставить слово "Фома"? Четыре! Значит, это ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ЯМБ! Такой же принцип и определения трёхсложных размеров ("бабушка" - для дактиля, "собака" - для амфибрахия, "молоко" - для анапеста) . Если схема "не работает" - значит, это дольник или иной вид тонического стиха.
Попробуем Ваш пример:
"Высоко над семьёю гор"
Мама мама мама мама
Ну разве это хорей? !
"Высоко над семьёю гор"
Фома Фома Фома Фома
Это действительно четырёхстопный ямб. И, если уж дать определение до конца, то здесь попарная система рифмовки, а рифма в двух первых строках мужская, а в третьей и четвёртой строчках - женская. В этом только и разница.
Как видите, всё просто!
Почти по Пушкину: " НЕ мог он ямба от хорея, как мы не бились, оличить".
Где - здесь? "ВысОко","Казбек","Сияет" - всюду второй слог ударный.