ГАЛИНА
Высший разум
(2377478)
2 года назад
Первый пейзаж в романе, - это пейзаж-эпиграф.
Это - начало, которое определяет атмосферу произведения, тревожную
и давящую, атмосферу бурана, хаоса, борьбы двух начал (добра и зла) в жизни, быте людей, в природе, в человеческих душах.
Основной пейзаж здесь - картина звездного неба. Она появляется в романе
дважды: в начале и в конце. Пейзаж звездного неба является началом, основой
и одновременно логическим завершением романа. Автор подчеркивает
вечность круговорота жизни: все возвращается на круги своя.
Первое описание звездного неба показывает борьбу двух основных сил жизни:
добра и зла, мира и войны, любви и ненависти. Эта же борьба и в душе каждого
из героев.
А в конце описание звездного неба несет мир и покой. Появляется надежда на лучшее, вера в победу добра и любви через преодоление смерти и войны.
Почти все пейзажи Булгакова психологичны, помогают понять душевное
настроение героев, их мысли и чувства. Особенно ярко выражаются настроения, когда одно и то же место рисуется неодинаково в разных частях романа.
Крест Владимира на протяжении всего произведения поднимается над городом, жизнью, вечностью, но всегда разный: "Идут, идут мимо окровавленные тени,
бегут видения, растрепанные девичьи и тюрьма, стрельба, и мороз, и полночный крест Владимира". Этот эмоциональный напряженный пейзаж передает
атмосферу хаоса, крови, ужаса, царящую в душе Турбина.
Совсем иную атмосферу, создает следующий пейзаж:" Да, был виден туман. Игольчатый мороз, косматые лапы, безлунный, темный, а потом предрассветный снег, за городом в далях маковки синих, усеянных сусальными звездами
церквей и не потухавший до рассвета, приходящего с московского берега Днепра,
в бездонной высоте над городом Владимирский крест". Какая резкая антитеза
двух, казалось бы, одинаковых пейзажей. Здесь чувство покоя, красоты, доброты.
В самом конце все тот же пейзаж несет в себе уже предначертание, предопределение будущего, - крест Владимира становится символом вечности, который охраняет этот прекрасный и яростный мир.
Именно с помощью пейзажа Булгаков передает атмосферу хаоса, царящего в Городе, показывает изменения, происходящие в нем, его постепенную смерть.
Есть и лирический пейзаж, похожий на добрую, детскую сказку:" В крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем!" Эта зимняя сказка полна домашнего тепла, счастья, света, добра,
запаха елей. Это - дом Турбиных. Это резко контрастирует с дальнейшими событиями романа.
А вот пейзаж, который очень похож на былинное повествование:" То не серая
туча со змеиным брюхом разливается по городу, то не бурые, мутные реки текут
по старым улицам-то сила Петлюры несметная на площадь старой Софии
идет на парад". И уже создается совсем иное настроение.
Появляется и пейзаж в форме украинской народной песни.
Все пейзажи Булгакова очень музыкальны: от романса, украинской
народной песни, игры гуслей до гимна, марша и просто непонятных
надрывных нот. "А звук прошел и в третий раз, и так, что начали с громом отваливаться в печерских домах стекла, и почва шатнулась под ногами".
Это музыка хаоса.
А вот пейзажи с мерной, однообразной, завывающей музыкой:" Давно уже
начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже".
Здесь тоже нет радостных, веселых нот, но это уже мелодия, это уже стройный
ряд звуков, который наводит на грустные мысли, но не тревожит.
Булгаков описывает в романе кровавые События, поэтому мажорную музыку
можно услышать не часто.
Цветовое решение пейзажей похоже на их музыкальное решение. Это, в
основном пейзажи кроваво-черных, багряных тонов на фоне белого,
заснеженного Города. Что может быть страшнее яркой крови на белом снегу?
Даже солнце, яркое, прекрасное солнце, окрасилось кровью.