Top.Mail.Ru
Ответы

История возникновения лекции в педагогике? ? зарождение лекций в педагогике, откуда они появились? ?

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Оракул
10лет

Кто придумал лекции?

Развитие университетского образования происходило в Европе в XI-XIV веках. Первым университетом считается Болонский университет, который появился на рубеже XI-XII веков (в манускрипте Habita, датированном 1158 годом, упоминается, что болонская школа была открыта в 1088 году) .

Само слово университет происходит от латинского universitas magistrorum et scholarum - «корпорация преподавателей и студентов» . В те времена желающие получить знания объединялись и нанимали преподавателей, чтобы те их учили.

В это же время сформировались классические университетские методики обучения: лекция, диспут (дискуссия) , испытание (экзамен) , практикум (практическое занятие) . Возникла эта «великолепная четверка» методов не просто так, ее появление было жестко обусловлено сложившимися в то время социально-историческими условиями.

Сопоставим две даты. Первые университеты появились в XI-XII веке, а наборное книгопечатание – в середине XV века. Это означает, что более 300 лет университетское образование развивалось в условиях наличия единичных экземпляров рукописных научных книг, которые и были главным источником знаний. Сердцем любого университета была библиотека.

Чтобы не драться за единственный экземпляр книги и не записываться в очередь на ее прочтение (хорошо, если книга была на родном языке) , студенты нашли выход. Они нанимали грамотных людей, которые владели языками, читали книги, а затем пересказывали содержание студентам. Да и просто прочитать книгу еще не означало понять ее. Книги были сложны и запутаны. Они были предназначены для сохранения знаний, но не для обучения. Специальные учебные книги будут изобретены только в XVII веке. Поэтому на роль преподавателя требовался человек, обладающий опытом, который мог правильно понять содержание и ретранслировать его в доступной и неискаженной форме. Помимо пересказывания книг, преподаватели делились со студентами и собственными знаниями и опытом. Так возникла лекция.

Еще раз повторю: лекция как форма обучения возникла в XI-XII веке, и вовсе не потому, что это – эффективная форма обучения, а потому, что при наличии единичных экземпляров научных книг лекция была единственно возможной формой организации массового образования.

Еще один фактор, в условиях которого происходило становление университетской модели образования – это относительно небольшой объем доступных знаний и технологий. Однако, даже при мизерном объеме средневековых научных знаний, срок обучения в университете не был фиксирован, обучение обычно длилось 12-14 лет. За эти годы студент овладевал практически полным объемом современных ему знаний, что возводило его в ранг выдающихся личностей своего времени и делало суперценным специалистом. Интересно, что в то время носителем самых передовых знаний выпускник университета оставался в течение всей своей жизни.

Использование в ВУЗах XXI классических методов массового обучения средневековья – это чудовищный, невероятный анахронизм. Использовать средневековые методики как основу высшего образования в XXI веке – это все равно, что пытаться вычерпать Тихий океан чайной ложечкой. А реформы высшей школы, которые проводились в течение последних 50 лет, напоминают попытку заменить чайную ложечку столовой ложкой. А все дело в том, что в XVII-XX веках произошло удивительное явление, которое получило название «информационный взрыв» .

Аватар пользователя
Мастер
10лет

лекции появились с возникновением педагогики, первых образовательных учреждений)