Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Взгляды на жизнь Чацкого и Молчалина (цитаты)

Виктория))) Ученик (166), закрыт 8 лет назад
Лучший ответ
N.S Высший разум (347280) 9 лет назад
Жизненная позиция Чацкого заключается в строках: "Служить бы рад,
прислуживаться тошно ", и это никак не сходится с позицией Фамусова и его окружения.
Основные ценности Фамусова и его окружения - богатство и чины, отношение к службе и "что станет говорить княгиня Марья Алексевна? "
Мечты Фамусова ограничены этими убеждениями. Предел его желаний - быть "тузом", т. е. "есть на серебре и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах", и так без конца, и все это только за то, что он подписывает бумаги, не читая, и боясь одного - "чтоб множество не накопилось их".
Для Фамусова существуют вполне конкретные идеалы: это, например, Кузьма Петрович, который "сам был богат и на богатой был женат", Фома Фомич, сумевший ловко удержаться на месте начальника отделения при трех министрах, Максим Петрович, постигнувший в совершенстве науку лести и раболепия, забыв о собственном достоинстве как источнике ненужных проблем и преграде на пути к хорошей должности и высоким чинам.
Во втором действии комедии Фамусов в своем монологе излагает и защищает жизненную программу "отцов",которой и сам следует.
Самое главное в ней - сохранить устои екатерининских времен, патриархальность, барский быт. На службе должны быть исключительно родственники, ведь свой человек не подведет:
При мне служащие чужие очень редки:
Все больше сестрины, свояченицы детки…
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!

Просвещение для Фамусова - ненавистное дело.
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

К молодым отношение Фамусова однозначное: раз ты молод, то гордость свою забудь, молчи и преклоняйся. А если ты прекословишь и идешь наперекор "отцам", значит,
ты - сумасшедший. Иного не дано.
Именно так объясняет Фамусов поведение Чацкого.

В семье он придерживается тех законов и правил, которые выработало общество,
чтобы все было "прилично".
Приглашает для Софьи гувернеров, выводит в "свет". Зачем же такие хлопоты?
Да затем, чтобы найти выгодного жениха. Фамусова не интересуют личные чувства дочери, главное, "будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,
то и жених".

Цель жизни Молчалина блестящая карьера, чины, богатство. Высшее счастье он видит в том, чтобы "и награжденья брать и весело пожить".Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество.
Если Максим Петрович - тип подхалима предшествующей эпохи, то Молчалин - угодник нового времени, действующий более тонко и не менее успешно. "Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных",- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях.
Молчалин знает, как ему надо себя вести, и определяет свою тактику:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Остальные ответы
ЕММ Гуру (3760) 9 лет назад
Общественная жизнь в России формировалась и проявлялась в художественной литературе. Здесь обозначались, формировались и укреплялись движения общественной мысли, позже проявляющиеся в общественной практике. В нашей литературе можно найти и истоки российского либерализма.
Выразительной в этом смысле я считаю комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». Надо только подходить к ее героям, читая текст и вникая в его смысл, а не пережевывая отзывы классиков.
А они не заметили, что с первых строк мы встречаем образец распутника Фамусова. Вспомните: «…в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить. Она не родила, но по расчету, по моему, должна родить.» А кто с точностью до дня может определить, когда у разбитной вдовушки родится младенец, как не потенциальный отец? Но через пару сцен тот же Фамусов играет роль отца, тщательно оберегающего моральные устои своей дочери, строго наставляет ее, ограждая от пагубного, по его мнению, влияния: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» В этом суть либерализма – жестко и громогласно требовать от других того, что втихаря легко прощаешь себе.
Ту же линию продолжает господин Чацкий, болтун и пустобрех, слова которого только выдают его эгоизм и самолюбование.
Читатели и читательницы, вникните в суть дела. Обратите внимание на отношение Чацкого к женщинам: молодой человек танцевал, любезничал, флиртовал, а потом уехал неведомо куда, не объяснившись и ничего не обещая. Все годы не подавал весточки, неизвестно, собирался ли вернуться и опять же один или с заграничной мадам, а вернувшись, к кому бы обратился из московских знакомых красоток. А ведь прошло три года: той, которой было 17 (юная невеста) теперь уже за 20 (почти старая дева).
Но вот г-н Чацкий вернулся и требует, чтобы его помнили и страстно ждали! Обнаружив же, что не одному ему принадлежит внимание девушки, встает в позу: «Любви конец, кто на три года вдаль уедет!» (Его идеал, видимо, жители одной из планет Йона Тихого, которые перед уходом из дома дезинтегрировали своих дам в порошок, из которого восстанавливали, из дальних странствий возвратясь.) Но уехал-то он по своему капризу, который был для него важнее сердечных отношений. В этом суть либерализма – легко прощать себе уклонение от того, соблюдения чего придирчиво требовать от других. И так во всем.
«Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке!» Это не призыв освободить крестьян, а критика дел соседского помещика. Бизнес-план у него был неудачен, и банк отказал ему в кредите. Так он хотя бы сражался на культурном фронте, сеял доброе, но всходы не окупили затрат. Другое дело Чацкий – помните его 200-300 спорных душ: уж они-то не скачут по сцене, а вкалывают в поте лица или отпущены на хороший оброк. Под такой бизнес-план банк даст необходимую ссуду, чтобы Чацкий мог и дальше жуировать по Европам. А отечество будет видеть в дыму, ему сладком.
Опять же: «Служить бы рад – прислуживаться тошно!» Но прислуживаться не требуют никакие уставы, наставления и приказы. Это стиль личного отношения к службе и начальникам. А ты поди-ка послужи! Прояви свою принципиальность, преодолей косность, поддержи инициативность, покажи бескорыстность – и все это личным примером. Иначе нечего ярлыки клеить! Но Чацкий верен либерализму – требует от других то, от чего ревностно уклоняется сам.
В отношении служивых обидно за лапидарного Скалозуба, далеко не либерала: «Засели мы в траншее. Ему дан с бантом, мне на шею». На пространном языке это значит, что было ДЕЛО, причем он не прятался в штабной палатке и не взирал с удаленного холма, а был рядом с солдатушками-ребятушками. И дело выгорело, врагу дали по шапке. А дело должно быть не малое – не за всякую стычку с врагом дают высокие ордена. Вот бы разлился соловьем Чацкий, будь он хоть краешком причастен к такому, но где ему.
Похожие вопросы