Золотые рельсы. Кому на самом деле принадлежат железные дороги? Не потому ли в России отменяют электрички
А вот за составом «Гранд Экспресс» маячит, например, фигура Кирилла Ковальчука, сына другаглавы «РЖД» Владимира Якунина. Через фирму «Желдорконсалтинг» он связан с управляющей этим поездом компанией «Гранд Сервис Экспресс». Эта компания и получает сливки с самого лакомого в стране направления Москва – Питер.
Кто грузит
Постепенно «РЖД» уступает частникам и прибыльные грузовые перевозки. Сейчас госмонополии принадлежит лишь 41% грузовых вагонов, так что монополией на этом фронте ее можно назвать весьма условно.
Здесь Якунина все больше теснит второй по богатству россиянин Владимир Лисин: сегодня у него в кармане почти 200 тысяч вагонов (каждый пятый вагон страны). Причем большую их часть он получил в конце прошлого года. Тогда на формальном конкурсе «РЖД» продало олигарху 75% «Первой грузовой компании» всего за 4 миллиарда долларов, хотя собиралась выручить 6,5 миллиардов…
Конкуренцию Лисину на грузовых терминалах составляет компания Global Trans, за которой стоят люди, связанные с владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым и советником президента (бывшим министром транспорта) Игорем Левитиным.
Набирает вес и давний знакомый Путина Геннадий Тимченко. Младший сын Якунина Виктор одно время работал у Тимченко юристом. При этом у самого ОАО «РЖД» в последнее время не хватает грузовых вагонов, и оно вынуждено арендовать их у новых собственников.
Кто стелет
Даже прачечные «РЖД» не так давно были переданы в аренду на 15 лет нескольким приглянувшимся частным компаниям. Одной из них оказалась «Риквэст-сервис», которую участники рынка связывают с Валерием Филатовым, бывшим президентом и совладельцем футбольного клуба железнодорожников «Локомотив».
За «Мехпрачечной ЮУЖД» стоит тоже не чуждый «РЖД» человек – Вячеслав Шеянов. Еще в лихие 90-е он создал общий бизнес с начальником Куйбышевской железной дорогиАнатолием Левченко.
Другую прачку – «Пассажир сервис» – создали компании «Северстальтранс» (теперь она преобразована в «Н-транс») и «Дормашинвест». В первой из этих фирм до прихода в правительство работал Игорь Левитин, а вторую создала дочь Левитина Юлия.
К слову, стоимость услуг железнодорожных прачечных в четыре раза выше среднерыночных.
Кто кормит
Сейчас по России бегает около тысячи вагонов-ресторанов и вагонов-кафе. Больше половины из них также переданы в аренду, и арендаторы устанавливают на дорожный паек свои цены, зачастую заоблачные.
Начало года ознаменовалось массовыми отменами электричек в разных регионах России. Только за январь их стало меньше на 160 составов. В некоторых областях трафик сократился вдвое. Каковы же причины?
ПК «Черноземье» объявило об отмене с 1 января 2015 года электричек «Курск-Белгород» и «Белгород-Курск». Свои действия руководство компании объяснило приведением размеров движения пригородных поездов в соответствие с уровнем средств, заложенных в бюджетах Белгородской и Курской областей на покрытие выпадающих доходов по договору транспортного обслуживания населения.
Отменяются из обращения пригородные поезда:
№ 6204 «Белгород – Курск» курсирующий ежедневно, отправлением в 6:15, прибытием в 9:56;
№ 6223 «Курск – Белгород» курсирующий ежедневно, отправлением в 17:50, прибытием в 21:05.
В ответ на этот и ряд других шагов по грядущей отмене ряда других пригородных железнодорожных поездов губернатор Курской области Александр Михайлов обратился с письмом к председателю совета директоров ООО «ППК «Черноземье» в котором пояснил, что «язык ультиматума» ставит под угрозу стабильность в регионе.
\
Вся дорога должна стать частной
в свое время немецких военнопленных вооружили и обозвали чехословаками, послав их блокировать ТРАНСИБ, что позволило изолировать от властей народные возмущения
так и сейчас
Акционерам ёпт. Кому еще-то?