Штурман - в английской транскрипции - навигатор.
Офицер-навигатор – это не просто должность. Нет, и не может быть командира корабля, не владеющего навыками навигатора, штурманской практикой. Штурман корабля, в дополнение к этим навыкам, должен знать и любить свою материальную часть, свою специальность, разбираться в ней, обладать интуитивным навигационным чутьем, которое дается лишь практикой. Кроме того, нередко лишь ограниченный круг должностных лиц на корабле знает, куда и зачем идет корабль – штурман вхож в этот круг, что требует от человека, исполняющего должность штурмана, особых качеств. Штурман всегда рядом с командиром, на мостике корабля, или в ограждении боевой рубки подводной лодки, при входе-выходе из базы, при плавании вблизи берега, навигационных опасностей, он переносит мороз, порывистый ветер, выбивающий слезу, его с ног до головы окатывает морская штормовая волна. Но для штурмана главное – точно определить место корабля, не пропустить точку поворота на новый курс, вовремя определить открывшийся навигационный ориентир, избежать навигационных опасностей.
«Корабль у стенки – штурман на берегу, корабль на берегу – штурман у стенки», - точный афоризм. Нет-нет, да и случается то, что моряки называют «навигационной аварией», реже – катастрофой. Потому что в основе ее лежала штурманская ошибка.
Избежать ошибок может лишь влюбленный в свое дело штурман, изучивший район плавания, морской театр, знающий технику (от сложнейших спутниковых систем навигации до простого секстана) и умеющий ей пользоваться.
