Почему повесть о войне называется "Пастух и пастушка"?
“Современная пастораль” – такой подзаголовок дал писатель своей повести.
Название повести символично. Образ пастуха и пастушки – сквозной образ
в повести, находящий воплощение на разных сюжетных уровнях.
Первая часть произведения заканчивается описанием гибели старика
и старухи, которые до войны пасли колхозный табун.
Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убиты пастух и пастушка,
но… “они лежали, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в смертный
час. Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог
и сказал, что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные” –
и в этих строках доказательство той великой силы любви, которая
не подвластна войне, несущей смерть.
Символика этой сцены особенно очевидна в контрасте с театральной
идиллией, которую видел другой герой повести (Борис) в детстве
в московском театре.
И в своих воспоминаниях о детстве Борис не случайно обращается к
этим образам: “…музыка была сиреневая, и танцевали двое – он и
она, пастух и пастушка. Лужайка зеленая. Овечки белые.
Пастух и пастушка… любили друг друга, не стыдились любви и не
боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны.
Беззащитные недоступны злу… ”.
Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны.
Но, полюбив героиню, он снова слышит “сиреневую музыку” из
далекого детства, а во сне он видит залитый солнцем мир,
к которому ему хочется лететь.
В последние дни своей короткой жизни (“Мне самому двадцатый! ”)
“он плакал сухими слезами о старике и старухе, которых закопали
в огороде.
Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи
они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то… ”
Итак, название повести символично.
Центральными в ней являются сцены, в которых воплощена
тема любви – неизменной в юности (встреча героев), старости
(колхозные пастух и пастушка), вечности (балет, музыка),
пробуждающей жизнь на грани смерти и даже после нее
(образ цветка на могиле героя).
там есть эпизод об убитых снарядом старике и старушке - они всю жизнь прожили вместе и были колхозными пастухами (пастухом и пастушкой) . но, конечно, не только поэтому
“Современная пастораль” — жанровое определение повести. Противопоставление сентиментального мироощущение (пастух и пастушка, пастораль, чувствительность, единственная любовь) с грубым бытом войны. А чтобы понять, в чем символичность выражается - прочитать надо)