Что изображено на заднем плане картины Джоконда?
Мона Лиза
Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта - потемневшая, покрытая трещинами и налетом въевшейся в поверхность многовековой пыли, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» - величайший портрет всех времен и народов.
В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» : «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Мона Лизы, его жены» . Подписанный «Джоконда» , портрет известен и под этим названием.
Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-06 годами, однако некоторые исследователи относят ее к 1514 году.
Ее глаза
Темные глаза Мона Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затененных век. По эмоциональному выражению Вазари, «ее брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее» . Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведенных реставраций.
Ее улыбка
Выражение «улыбка Мона Лизы» давно стало нарицательными. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях. Улыбка Мона Лизы слегка асимметрична, что и делает ее такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и прием сфумато.
Трещины
Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краски и лак становятся ломкими.
Пустынный пейзаж
Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за ее спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую на рубеже XV—XVI веков манеру изображать умиротворенные пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.
Элегантные руки
Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портрет более естественным. Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.
Мотив узелка
Вышивка, украшающая вырез платья Мона Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vin-colare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.