


Кого называли илотами? каково было их положение ?
Спартанское государство делилось на 3 основных сословия. Спартанцы были полноправными гражданами. Периэки не имели гражданских и политических прав, но являлись лично свободными. Илоты не имели ни гражданских, ни политических прав, кроме того они не были лично свободны. Илотия как форма зависимости существовала до покорения Спарты римлянами в течении нескольких веков. Рассмотрению положению илотов и их взаимоотношений со спартанцами посвящена наша работа.
При изучении этого вопроса есть не мало трудностей. Наиболее существенная из них это немногочисленность и отрывочность сведений. Древние авторы, упоминая об илотах, если и приводят какие-то сведения, факты, то в основном очень кратко. Так же встречаются и противоречивые сведения, например о размере дани. Необходимо так же учитывать и отношение авторов источников к спартанскому государству. Выясняя взаимоотношения между илотами и спартанцами нужно учитывать очень много факторов, таких как личностные отношения, изменение отношений в результате каких-либо событий.
Для достижения поставленной в работе цели прежде всего необходимо выяснить кого древние авторы называли илотами; чьей собственностью они являлись; какие права имели по отношению к ним спартанцы; какие права были у илотов; каково было их экономическое положение и чем это обуславливалось; существует ли различие в положении мессенских и лаконских илотов; каковы были взаимоотношения между илотами и спартанцами, что на это влияло и почему илотия существовала столь долго; каковы причины возникновения криптий и какую роль они выполняли в спартанском государстве; какой термин наиболее близок к положению илотов и можно ли назвать их рабами.
Для рассмотрения последнего вопроса необходимо сравнить илотов с афинскими рабами 5-4 вв. д. н. э.
Актуальность данной проблемы заключается в первую очередь в малом количестве данных об илотах, разноречивых сведениях древних авторов и следовательно разных, иногда диаметрально противоположных точек зрения на положение илотов, их взаимоотношения со спартанцами. Одни считают илотов крепостными феодального государства, другие считают их патриархальными рабами. Распространённой является точка зрения, что илоты были государственными рабами, хотя некоторые высказывают мнение о том, что они были частновладельческими.
Рабство сейчас признаётся преступлением во всех государствах мира, однако продолжает существовать вне закона. Практически вся история человечества сопровождается эксплуатацией человека человеком. Формы и степень эксплуатации менялись в зависимости от уровня производительных сил и необходимости тех или иных действий. Даже когда в обществе декларируется всеобщая свобода, многие люди попадают в ту или иную зависимость. Искоренить полностью эксплуатацию человека человеком нельзя, можно лишь ослабить её, а для этого нужно понять причины появления тех или иных форм зависимости. Актуальность изучения илотии состоит в необычности для того времени формы зависимости.
Первоначально илотами называли жителей захваченного спартанцами города Гелоса, а затем распространилось и на порабощённых в последствии (Пав. III, 20). В «Описании Эллады» Павсаний, показывает отношение спартанцев к мессенцам: «спартанцы называли мессенцев своими рабами, людьми ничуть не более свободными, чем илоты» (Пав IV,8). Так же объясняет термин «илот», как «попавший в плен». Фукидид же сначала не разделяет мессенцев и илотов «Большинство илотов были потомками порабощённых некогда спартанцами древних мессенян, и поэтому все илоты назывались мессенянами». (Фук. I, 101,
это пленники захваченные спартанцами в Лаконии .