Любовь
Высший разум
(180634)
9 лет назад
В середине 18 века культура махо, их образ жизни, стиль одежды, привычки пользовались огромной симпатией среди особ царского двора. Эта культура, вышедшая из низших слоев населения, привлекала внимание французской знати своей неординарностью, экспрессивностью, ярким национальным колоритом, воплотившим в себе все то, что принято считать исконно испанским.
«Маха обнаженная» была написана Гойей примерно в 1797 году. Вслед за ней, примерно тремя-пятью годами позже, на свет появилась «Маха одетая». Вторая картина была написана для того, чтобы скрыть первую: обе картины были закреплены на специально изготовленной для них механической раме. Сначала зритель видел вполне целомудренную «Маху одетую», которая при желании могла быть сдвинута в сторону на шарнирах подрамника, открывая взору зрителей полную чувственного эротизма «Маху обнаженную».
До сих пор нет однозначного мнения о том, кто позировал Гойе для этих картин. По наиболее распространенной версии вдохновительницей и моделью Гойи стала герцогиня Каэтана Альба. С Гойей их связывали долгие, трепетные отношения, и герцогиня не единожды появлялась на полотнах мастера. Кисти художника принадлежит несколько портретов герцогини, а также она запечатлена на страницах Мадридского и Санлукарского альбомов в образе махи. К тому же, будучи ярой приверженицей махизма, герцогиня Альба вполне могла решиться на столь дерзкий шаг. Однако достоверных подтверждений этому не существует. Более того, искусствоведы склонны считать, что изображенная в образе махи женщина не имеет ничего общего с портретами самой Каэтаны Альба. Потомков герцогини настолько оскорбляло это предположение, что в 20 веке они решились вскрыть гробницу, чтобы найти опровержение этой легенде. Однако сделать им это не удалось: ранее могила уже вскрывалась наполеоновскими солдатами и положение тела герцогини было изменено, в связи с чем произвести точные замеры и с уверенностью сказать, соответствуют ли пропорции останков герцогини пропорциям изображенной на картине женщины, не представлялось возможным.
По другой версии на картине изображена тайная возлюбленная премьер-министра Мануэля Годоя. На эту мысль искусствоведов натолкнул тот факт, что долгое время картины хранились в его собрании и были трепетно любимы и оберегаемы им. Не исключено, что только благодаря этой заботе картины сохранились и дошли до наших дней. Дело в том, что в то время святая инквизиция очень строго блюла нравственность граждан и сурово карала любое проявление эротизма. Изображение обнаженных тел находилось под строжайшим запретом. Любого, кто осмеливался нарушить этот запрет, ждало наказание, а само изображение непременно уничтожалось. До Гойи изобразить обнаженную натуру отважился только Веласкес. Его картина «Венера перед зеркалом» также находилась в будуаре Годои.
После падения Годои в 1815 году вся его коллекция живописи была конфискована и попала в руки инквизиции. Гойя получил официальное приглашение в мадридский трибунал для выяснения обстоятельств, при которых были написаны «Маха одетая» и «Маха обнаженная». К сожалению, протокол допроса не сохранился, и сейчас уже не возможно установить, состоялся ли суд, и, если да, то каков был его вердикт? Возможно за Гойю вступились высокие покровители и это спасло его от наказания инквизиции, а картины – от уничтожения. Так или иначе история не позволила инквизиции совершить такое кощунство.
Какие последние изыскания искусствоведов ?