И. А. Бунин "Чистый понедельник". Проблемы и сюжет этого произведения. Все очень кратко. Буквально несколько предложений
Я читала это произведение, читала. Нужно для ЕГЭ-конспекта
Действие происходит в 1913 году.
Своими воспоминаниями делится молодой человек
(безымянный, как и его подруга).
Композиция
1.сюжет не совпадает с фабулой (о знакомстве
рассказывает герой).
2. Кульминация:
Чистый понедельник (первый день Великого поста),
любовное соединение в первый день поста –
большой грех (мотив греха), смысл заглавия.
3. Время:
– устремлённость в будущее ("перемена", "надежда
на время");
– повторяемость ("всё то же", "и опять");
– прошлое ("как тогда", "как тот"):
-неоконченность (только начало "Лунной сонаты"),
– начальность, новизна (новые цветы, новые книги,
новая одежда).
Основные мотивы
1. Контрастность:
– темнота и свет (сумерки, вечер; собор,
кладбище – свет); мороз и тепло:
"Темнел московский серый зимний день,
холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались
витрины магазинов –
и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от
дневных дел московская жизнь… "
– стремительность и покой.
2. Тема огня, жара – чувство ("горячий дурман"):
– значение чувственного, физического;
–он – воплощение чувственного мира; чрезмерное
проявление чувства – грех
("Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех, грех! ");
– любовь: мука и счастье, красота и ужас:
"Всё та же мука и всё то же счастье… ";
– скоротечность любви (обманность: слова Каратаева);
невозможность брака.
3. Физический мир:
– богатство, молодость;
– еда
4. Московские реалии:
– объединение Запада и Востока (южное, восточное в героях;
Юг и Восток приравниваются:
"...что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах",
о бое часов на Спасской башне:
"И во Флоренции совсем такой же бой, он там
напоминает мне Москву… ",
"Москва, Астрахань, Персия, Индия! ");
– реалии того времени: "капустники", Андрей Белый,
современная литература, и т. д.;
– движение – кабаки и "капустники": "летел",
"и раскачивающиеся санки"; кладбище,
Ордынка – спокойствие, неторопливость:
"вошли", "шёл", "Только не шибко";
– он тороплив, она неспешна.
5. Непривлекательность окружающего мира:
– театральность, наигранность;
пошлость мира (литература: противопоставление
"новых книг" Толстому, Каратаев –
"восточная мудрость", преобладание Запада:
"Ол райт", "жёлтоволосая Русь", "противная смесь
сусального русского стиля и Художественного театра");
– грядущая историческая трагедия, мотив смерти:
"кирпично-кровавые стены монастыря", "светящийся череп".
6. Главные герои рассказа:
– отсутствие имён (типизация);
– Возлюбленные-абсолютно разные люди.
ОН: несмотря на свою привлекательность
и образованность,
обыкновенный, не отличающийся особой силой
характера, человек.
ОНА: таинственность, неразгаданность;
стремление к уединению;
-- вопрос к миру, удивление: "зачем", "не понимаю",
финал – обретение знания (знание = чувство):
"видеть в темноте", "почувствовать";
г) странность, "странная любовь";
д) она будто из другого мира: он не понимает её,
он ей посторонний (она говорит о нём в третьем лице,
любовная близость – жертва, ей это не нужно.
Она с самого начала была странной, молчаливой,
необычной, будто чужой всему окружающему миру,
глядящей сквозь него,
"всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно
вникала; лёжа на диване с книгой в руках,
часто опускала её и вопросительно глядела перед собой".
е) чувство родины, её старины;
Русь сохранилась лишь в жизни, уход в монастырь –
переход во внешний мир.
7.Колорит:
– красный, пурпурный и золотой
(её платье, вечерняя заря, купола);
– чёрный и белый (сумерки, ночь, огни, лампадки,
белые одежды поющих, её чёрные одежды);
Финал:
– письмо – разрушение надежд (традиционный мотив);
– предопределение, судьба ("почему-то захотелось").
Посмотрите этот ответ:
https://otvet.mail.ru/question/69820105