


В связи с чудовищными проектами, склоняющими детей к самоубийству: разве к суициду не склоняет сама культура?
"Маленький Принц" - сказка, написанная самоубийцей, маленький герой которой, мальчик, добровольно погибает от укуса змеи. Суицидальной по духу может быть названа поэма Есенина "Черный человек" - да и кроме нее есть еще стихи, в которых лирический герой спьяну вешается на рукаве, - не говоря уже о последнем восьмистишии Есенина, производящего мрачное впечатление до сих пор - на его могиле раз в год обязательно кто-то совершает самоубийство. Суицидальной романтикой пропитаны стихи и песни Башлачева, включенного, кстати, (!) в школьную программу. Мне рассказывали, как на поминках Башлачева спасали какую-то девку, рвавшуюся прилюдно броситься в балкона. Янка Дягелева, под влиянием его песен и стихов резко изменив свой стиль, покончила с собой. Лермонтов в большинстве своих лирических произведений тосклив - призывает забыться и заснуть на неопределенно долгий срок. Достоевский завершил самоубийством жизнь Кириллова в "Бесах" и Свидригайлова в "Преступлении и наказании". Причем, в случае Кириллова под суицид была подведена религиозно-магическая база. В конце концов, Евангелие, если взглянуть на него с этого ракурса, - жизнеописание самоубийцы, тонко рассчитавшего его потрясающий эффект. Ни один философ не проходит мимо странного свойства человека - способности к самоубийству, которое отсутствует в природе у животных. (Причины, по которым киты выбрасываются на берег, в конце концов, известны только китам, впрочем, возможно, даже им они неизвестны). А вспомнить Альбера Камю - вот уж кто не отличался жизнелюбием и писал не то что романы - энциклопедии самоубийства. "Степной волк" Гессе - да это же круче всего "суицидализма", что мог придумать придурок из интернета, назвавший себя - заметьте - Лисом - как персонажа "Маленького Принца". Тогда вопрос: может, стоит вставить некоторые фильтры, и изъять из школьных программ суицидальных авторов? Но с другой стороны, избыточный, фанатический энтузиазм жизнеутверждения порождает не менее опасную реакцию суицида. И нет ничего странного в том, что однажды человек осознает свою жизнь завершенной - и не видит смысла повторять рефрен "новых" одинаково бессмысленных дней. Причем, чем выше культура человека, тем легче дается ему это печальное осознание. Так что же нам делать с огромным пластом культуры, кренящемся к самоубийству?
Каждый находит то, что ищет. Вы падальщик. Добыча так и прет вам в руки.
Увидела в вопросе не одну проблему, а две - вопрос о нашем отношении к действиям "синего кита" (Нет желания с большой буквы писать наименование), и вопрос о теме суицида в литературе, в культуре в целом. По каждому из них можно трактат написать, не исчерпав темы. Попытаюсь ответить, понимая, что не исчерпаю в ответе всего, коснусь лишь. О литературе проще. Крен в ней не к суициду, просто это вторая чаша весов - на одной литература о жизни, на другой о смерти, при нежелании мириться со своей смертностью в том числе. Камю размышляет, не призывая. Но вывод его - суицид как стремление взять верх над той смертью, что однажды неизбежно победит жизнь, как бы победа над смертью волей своей, всё же есть победа смерти по большому счёту. Смерть как явление непобедима жизнью частной, победима ли явлением продолжающейся жизни - тоже гадание, а не истина. Призывов к суициду здесь нет, скорее напротив - поразмышляй и живи! Нужно ли размышлять о смерти? Ответ очевиден – тему эту не спрячешь, да и жизнь ценна в том числе и потому, что она конечна. Большинство из нас прочло всё перечисленное, сделав выбор в пользу жизни. Что до сообщества, то это новые раскольниковы вышли на охоту, сделав вывод, что они не твари дрожащие. Это кукловоды, манипулирующие через игру жизнями тех, кто жил мало, жил большей частью играя в игры, в которых на фазе смерть даётся жизнь запасная. Тут технология управления - пройди стадии игры, не уклоняйся от этапов и ты «победитель». Только ли несчастные дети играют в эту игру? Не думаю. Играют те, кто мало живёт, кто в играх весь – в любых. Таких детей сегодня миллионы. И, если кроме игр нет у них, дома в первую очередь, жизни, а только есть простое функционирование семьи, когда всяк в ней сам по себе, когда нет взаимной ответственности детей и родителей, нет обсуждения вопросов важных для детей, в том числе и вопросов жизни-смерти, вот тогда дети заигрываются, попадаются на крючок, и кто-то из них не успевает осмыслить, не способен осмыслить – что очередной этап «игры» есть конец их жизни. И что это необратимо! Всей технологии я не знаю. Потому в разговорах с детьми делаю упор именно на том, что играют тобой, тебя превращая в фишку, тобой стремятся пожертвовать во имя своей победы в «игре». Меня пугает другое – сейчас компания пошла проведения классных часов об этом ките. Ладно бы в классах старших, где все дети уже о нём знают, но и у пятиклассников, таким путём информируя детей. Претензии у меня скорее к власти – при современных технологиях отслеживания терроризма и всего, что угрожает обществу, как можно было не выявить и не уничтожить на корню это явление? Причиной только ли бескультурье…
Останавливаю себя. Мы утеряли многое из того, что люди терять не должны - неравнодушие, искренность, заботу о другом... Модно быть не человеком хорошим, а человеком успешным. Но в набор качеств последнего моральные качества названные выше не входят, они необязательны...
Почему люди копаются в последствиях,
вместо того, чтоб нырнуть в причину проблемы?!)
Всё проплачено что ли?!)
А такого огромного бревна с названием капитализм не видите что ли?!
СССР давно нет во дворе.
Дети слабое звено. Они не выдерживают подобное свинство во власти
и результаты их злодеяний.
"Врачу выгодно, когда вы болеете. Юристу хорошо, когда Вы попали в беду. Полиция довольна, если Вы оказались преступником. Автослесарь радуется, когда Ваша машина сломалась. ПИСАТЕЛЬ радуется, когда Вы боитесь всего. И лишь вор желает Вам беспечности и благополучия"..Все дело в деньгах, а не в культуре.
Смотрите, игра Синий Кит привлекает НЕ ВСЕХ детей/подростков, а только тех, кто слаб духом, у кого есть какие-либо проблемы в социальной среде, общении с родителями, психические отклонения. Эти дети совершенно не доверяют своим родителям, потому что не могут им рассказать, как им плохо, как одиноко. Это дети, которых НЕ понимают и НЕ принимают.
Скажите, какой ребёнок захочет спрыгнуть с крыши, если он знает, что его дома любят, ждут и всегда поймут?
А про литературную программу я вообще поржала, потому что давайте таким макаром уберем все ножи и вилки (они же тоже потенциально могут быть орудием убийства). Дети должны понимать, что это литература, а не наставления и не сценарий, который однозначно все читатели должны на себе примерить .
Да и как правило, дети не заостряют внимания на смысле и посыле произведения.
ЛЮБИТЕ. СВОИХ. ДЕТЕЙ.