


Экзаменационные билеты по биологии
Билет № 1
1. Сравните строение растительной и животной клетки, о чем свидетельствует их
сходство?
2. Каковы особенности строения скелета человека? В чём заключается функция опорной
системы человека?
Билет № 2
1. Какие существуют способы вегетативного размножения растений? Приведите
примеры. В чём заключается практическое значение такого способа размножения?
2. Сравните строение скелета млекопитающих и человека и объясните, чем обусловлены
их отличия.
Билет № 3
1. Раскройте особенности строения лишайников как симбиотических организмов, их
разнообразие и значение.
2. Опишите состав крови человека. Дайте краткую характеристику форменным
элементам крови. Чем определяется постоянство внутренней среды человека? Билет № 4
1. Опишите особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с
приспособлением к полёту.
2. Объясните механизм процесса свёртывания крови?
Билет № 5
1. Дайте сравнительную характеристику амёбе обыкновенной и эвглене зелёной.
2. Что такое иммунитет, какие виды иммунитета выделяют? Вакцинация и её
практическое значение.
Билет № 6
1. Как используются знания о питании растений при уходе за ними?
2. Раскройте взаимосвязь строения и функций тканей организма человека.
Билет № 7
1. Дайте краткую характеристику голосеменных растений и определите их значение в
природе и жизни человека.
2. Опишите строение сердца, сердечный цикл.
Билет № 8
1. Охарактеризуйте особенности биологии круглых червей и их влияние на организм
человека.
2. Опишите малый и большой круги кровообращения. Как меняется химический состав
крови?
Билет № 9
1. Охарактеризуйте особенности биологии плоских паразитических червей и их влияние
на организм человека.
2. В чём физиологический смысл дыхания? Опишите строение дыхательной системы.
Билет № 10
1. Дайте сравнительную характеристику кукушкиному льну и сфагнуму.
2. Из чего состоит голосовой и речевой аппарат человека? Как образуется голос?
Билет № 11
1. Раскройте особенности строения папоротников и их практическое значение.
2. Что такое питание и пищеварение? Опишите химический состав пищи.
Билет № 12
1. Охарактеризуйте представителей класса Ракообразные. Опишите их значение в
природе и жизни человека.
2. Опишите строение пищеварительной системы: органы пищеварения и их функции.
Билет № 13
1. Раскройте планетарное значение растений.
2. Какие особенности пищеварения в ротовой полости и желудке?
Билет № 14
1. Что такое двойное оплодотворение у растений? В чём его биологический смысл?
2. Что такое выделение? Опишите строение мочевыделительной системы.
Билет № 15
1. Раскройте особенности строения и жизнедеятельности класса Паукообразные на
примере паука-крестовика.
2. Наружные покровы тела: строение и функции кожи.
Билет № 16
1. Особенности строения представителей класса Насекомые на примере майского жука.
2. Железы внутренней секреции и их функции.
3. Практическое задание.
Билет № 17
1. Какие особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса Рыбы к
обитанию в водной среде?
2. Железы смешанной секреции, их особенности и функции.
Билет № 18
1. Что такое опыление? Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.
2. Что такое рефлекс? Рефлекторная дуга на примере коленного рефлекса.
Билет № 19
1. Охарактеризуйте признаки живых организмов. Каковы основные отличия живых
организмов от тел неживой природы?
2. Строение и функции спинного мозга.
Билет № 20
1. Особенности внешнего и внутреннего строения представителей класса Земноводные в
связи с выходом на сушу.
2. Строение и функции головного мозга.
Билет № 1
1. Их сходство является доказательством родства растений и животных. Признаки сходства: наличие ядра и цитоплазмы, клеточной мембраны, митохондрий, рибосом и комплекса Гольджи, и т. д. Отличия: растительные клетки имеют твердую оболочку из клетчатки, а также пластиды, вакуоли с клеточным соком.
Сходство: наличие мембраны, цитоплазмы, ядра, органоидов: ЭПС, комплекса Гольджи (у растений-диктиосомы), рибосомы, митохондрии, лизосомы
Различие: у растений имеются хлоропласты, клеточная стенка из целлюлозы, запасное вещество - крахмал, крупные вакуоли, у высших-нет клеточного центра.
У животных: клеточной стенки нет, запасное вещество-гликоген
Сходство свидетельствует об общем происхождении животных и растений, об их родстве.
2. Строение скелета человека отличается от других млекопитающих строением черепа
, формой костей конечностей, позвоночника и там, что обусловлено интенсивным развитием головного мозга и прямохождением.
Особенности скелета человека:
1. Для позвоночника человека характерны изгибы, которые придают ему форму, в профиль напоминающую латинскую букву S. Изгибы позвоночника увеличивают размеры грудной и тазовой полостей, облегчают удержание равновесия и обеспечивают смягчение толчков и сотрясений тела во время прыжков и бега.
2. В связи с прямохождением передне-задний размер грудной клетки человека, в отличии от животных, меньше поперечного.
3. Верхние конечности очень подвижны. Кисть образована костьми запястья, пястья и фалангами пальцев. Первый (большой) палец подвижнее других, хорошо развит и расположен напротив всех остальных, что имеет большое значение при выполнении разных видов работы (осуществляет хватание и фиксацию).
4. В связи с вертикальным положением тела таз человека шире и массивнее, чем у животных. Он имеет вид чаши и поддерживает внутренние органы брюшной полости.
5. Кости нижних конечностей массивнее, чем верхние, так как они несут на себе вес всего тела. Стопа как единое целое выполняет опорную функцию во время стояния и хождения. Соединяясь между собой, кости стопы образуют свод. Такое строение связано с вертикальным положением тела человека, с увеличением нагрузки на стопу при прямохождении. Сводчатая стопа значительно смягчает толчки во время хождения.
6. У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Это связано со значительным развитием головного мозга человека.
Я бы лучше сейчас подготовился к экзамену по биологии.) Такая ностальгия приходит, когда читаю эти вопросы. Жаль, что после окончания школы ничего из этого в голове не осталось, хотя никогда по этому предмету проблем не было.