Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”,
как назвала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой
одного из модернистских литературных течений того времени —
символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и
образы блоковской лирики, ее художественные средства и приёмы.
Символизм принято считать одним из проявлений декаданса —
мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым
индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием
в традиционных ценностях, пессимизмом.
Символисты решительно противопоставили мир внутренний
и мир внешний и признали за первым право на истинность.
Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве
формы познания они предложили символ, наделив его
особым, необычным смыслом.
Символ перестает быть лишь средством художественной
образности, условно выражающим суть какого-либо явления.
Отныне он призван отразить глубинные, доступные только
взору поэта связи вещей.
Он принципиально многозначен, и эта многозначность
достигается за счет неясности, неопределенности,
размытости образа.
Основной принцип изображения - никаких красок, только оттенки.
Задача поэта - внушать читателю определенное настроение.
Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная
организация стиха.
Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза
различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные”
элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление
с помощью слухового, музыкальное - с помощью изобразительного.
Особенно велико было влияние на Блока русского философа и
поэта Вл. Соловьева. Именно из его произведений Блок
позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и
учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной
обновить мир. Это влияние и в биографическом плане - любовь
к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую
направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность
от мира.
В наибольшей степени это относится к циклу стихов о
Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен,
но реальная основа событий тщательно зашифрована,
переведена на особый, мистический язык.
Так, ожидание невесты и встреча с ней преобразуются в следующие
строки:
Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, вечном звоне
Церквей смешались купола.
Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное
воплощение Вечной Женственности.
Образ Прекрасной Дамы-один из ключевых в поэзии Блока.
Она - идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и
света. Поэт не дает ее портретов - ведь она почти бесплотна,
как всякое видение, греза, сон. К тому же описать-значит,
определить, а определить-значит, ограничить.
И образ Прекрасной Дамы остается в блоковской поэзии
нераскрытым, недосказанным, неопределенным.
Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама,
Вечная Женственность, Владычица Вселенной:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
А лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом,
человеком не только одиноким, но жаждущим одиночества,
живущим своей внутренней жизнью, чуждым общественным интересам:
Что буря жизни, если розы
Твои цветут мне и горят!
Что человеческие слезы,
Когда румянится закат!
Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов,
призванных передать символическое соответствие внешнего
мира, мира природы и мира внутреннего:
Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высь.
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00071201184864025