Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова
труден и тернист.
Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных
идей повествования. Толстой считает, чтобы по-настоящему
честно, надо "рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать
и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться".
Именно так живут князь и граф в романе.
Князь имеет трезвый, государственный ум,
практическую цепкость, умение доводить начатое дело до
логического завершения.
Он необычайно сдержан, собран, высокообразован, умен,
тверд характером и имеет огромную силу воли.
А Пьер-натура чувствительная, непосредственная,
широкая, искренняя.
После приезда из-за границы он попадает не
в лучшую компанию светских кутил и бездельников.
Безухов понимает, что делает неправильно,
но мягкость характера не позволяет ему разорвать
ненужные связи.
И все же князь Андрей, такой правильный и холодный,
рационалист до мозга костей, именно с Пьером
был свободен от условностей и позволял себе
говорить совершенно откровенно.
Да и Безухов в свою очередь верил только ему и
уважал Болконского безгранично.
Они остро чувствуют фальшь и пошлость;
высокообразованные, умные, независимые в
своих суждениях и в целом близки по духу.
“Противоположности дополняют друг друга”,-
говорили древние.
И это именно так по отношению к Пьеру и Андрею.
Им интересно вместе.
Андрей может быть откровенен только с Пьером.
Он изливает душу и доверяет только ему.
А Пьер способен верить только Андрею, которого он
безгранично уважает.
В силу полярности характеров, взглядов на жизнь,
эти герои проходят разные жизненные пути.
Андрей ищет наполеоновскую славу
на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать
энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина,
проводя время в кутежах и развлечениях.
В это время у Болконского в жизни наступают
большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне,
князь Андрей, потрясенный смертью жены,
впадает в меланхолию, решая, что жить он должен
только для себя и семьи, мировая слава его больше
не интересует.
В это время положение Пьера в свете полностью
изменилось. Получив богатство и титул, он приобрёл
расположение и уважение света.
Опьяненный триумфом, он женился на самой красивой
и глупой женщине света.
В свое время Андрей тоже неудачно женился.
Вспомним, почему он так торопился на войну.
Только ли из-за опротивевшего света? Нет.
Он был несчастлив в семейной жизни.
"Редкое внешнее очарование" его жены быстро надоело
князю, потому что он чувствовал ее внутреннюю пустоту.
Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку.
Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой
жизни, Пьер ушёл в масонство с твердым желанием
духовного перерождения. Ему казалось, что он нашел
свой смысл жизни. И в этом была изрядная доля правды.
Пьер жаждал деятельности и решил облегчить участь
крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер
чувствовал себя счастливым, потому что выполнил
свой долг. Он говорил: "Когда я живу, по крайней мере
стараюсь жить для других, я начинаю понимать
счастье жизни".
Этот вывод стал для него главным на всю жизнь,
хотя он впоследствии разочаровался и в масонстве,
и в своей хозяйственной деятельности.
Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену,
помог возродиться своему другу Андрею, поддержал
его в трудную минуту.
Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский
с энтузиазмом принял участие в работе комиссии
Сперанского.
Позже, осознав, что она бесполезна для народа,
князь Андрей разочаровался и в государственной
деятельности.
Именно там Болконский понял предназначение
человека