Помогите с вопросами по произведению они сражались за родину!
как шла подготовка к бою из текста Они сражались за родину?
как сложились события после боя?
эпитеты места боя?
Это книга о трудных днях отступления советских войск в 1942 году в донских степях, в жару.
В казачьих станицах измученных солдат не жаловали радушием, ругали за то, что те отступают. А те шли измученные, уставшие до последнего предела.
Они терпели оскорбления своего же народа, ненавидели фашистов и из последних сил дрались за родную землю.
Подготовка к бою описывалась как работа, требующая большого физического напряжения.
Солдаты с лихорадочной поспешностью копали окопы саперными лопатками, так как должны были окопаться до начала наступления немцев. Их гимнастёрки были влажными от пота, по лицу бисером катился пот, тяжко колотилось сердце, и трудно было дышать.
Кроме физического напряжения, было и эмоциональное: каждый боец волновался перед предстоящим боем, испытывая учащённое и глухое биение сердца, передающее сосущую тоску и одиночество, несмотря на то, что он не один.
Это было общее для всех и в то же время глубоко личное для каждого внутреннее состояние, образно описанное бойцом Лопахиным.
Он сравнил ожидание встречи со смертью в бою с ожиданием первого свидания с любимой девушкой.
Бьющееся по-разному сердце постоянно присутствует в этом тексте.
Волнительное ожидание боя усиливает эпитет //"томительный"//
применительно к слову ожидание. Картина дополняется описанием пейзажа: "длинным серым шлейфом потянулась пыль","низко повисший над землей гром"..
Остроту обстановки передавали такие детали, как выжженная земля, лопата, которая с трудом вонзалась в неё, едкая пыль, набивающаяся в ноздри.
Как сложились события после боя?
Этот бой выдался очень тяжелым. Остатки полка всеми силами пытались удержать наступление немецких танков, которые стремились прорваться к Дону. Вскоре начались воздушные атаки, и Стрельцова контузило. Он попытался вылезти из глубокого окопа и присоединиться к бойцам, но не смог, провалившись в спасительное и долгое беспамятство.
Полк вновь отступал. Вдоль дороги горел хлеб, и Звягинцеву было горько смотреть, как погибает в огне народное богатство. Его тело «смертельно устало и молило об отдыхе», но он продолжал идти, вслух ругая немцев последними словами. К нему присоединился Лопахин, и Звягинцев попросил его сразу же разбудить, если он ненароком «уснет на ногах».
Немецкая авиация вновь пошла в наступление. В этот раз полк получил поддержку, и бойцов прикрывал зенитный комплекс. Лопахину удалось подбить один вражеский самолет, за что лейтенант Голощеков угостил его водкой. От него же он узнал, что бой предстоит не на жизнь, а насмерть.
Началась очередная атака, но «начало этого боя вовсе не походило на тот бой», когда полк отбивался от неприятеля своими силами. Поддержка артиллерии принесла свои плоды, и бойцам удалось благополучно отбить «шесть ожесточенных атак».
Во время жесточайшего артобстрела Звягинцев получил ранение. В этом же бою был смертельно ранен лейтенант Голощеков, и «остатки роты вел старшина Поприщенко».
Теперь Лопахин остался без друзей. Рядом с ним шел лишь Саша Копытовский, второй номер его расчета. У Лопахина было «тяжело и горько на сердце»: он переживал, что его полк отправят на переформирование, и его оторвут от фронта. Он решил попросить старшину, чтобы его обязательно оставили в действующей армии. По дороге он неожиданно встретил Стрельцова, оглохшего в результате контузии. Немного отлежавшись в госпитале, тот сбежал на фронт.
Старшина Поприщенко привел с собой 27 измученных бойцов, «из них пятеро легко раненных». Марченко был очень слаб после полученного ранения в голову, но он вышел к бойцам, чтобы произнести торжественную речь и принять сохранившееся полковое знамя, прошедшее Первую Мировую войну. Он преклонил колено перед знаменем и поцеловал полотнище».
А в наше время слово Родина писалось с большой буквы.
Это была обстановка напряжения, тревоги и ожидания боя.
Существенные детали, передающие остроту обстановки: выжженная земля, лопата, которая с трудом вонзалась в нее, лихорадочность действий бойцов, роющих окопы, едкая пыль, набивающаяся в ноздри.
Шолохов характеризует минуты, предшествующие бою, как исполненные огромного внутреннего напряжения. Он передает внутреннее состояние бойца: учащенное и глухое биение сердца, передающее сосущую тоску и одиночество, несмотря на то, что он не один.
Это описание общего для всех и в то же время глубоко личного внутреннего состояния, ощущение человека перед лицом смерти, которое описано бойцом Лопахиным. Оно сравнивается с биением сердца перед свиданием влюбленного, независимо от того, состоится ли оно.
Описания природы помогают создать общее настроение всей цепочки эпизодов. Пейзаж гармонирует с внутренним состоянием бойцов, усиливает настроение тоски, одиночества и вместе с тем настороженности.
В ожидании боя преобладает пейзаж выжженной целинной земли.
Выразительна картина неба.
Это холодная, равнодушная, не меняющаяся синева, белое с лиловым подбоем облачко, "похожее на раковину и отливающее нежнейшим перламутром". Но из нее, этой равнодушной синевы, находили дорогу к сердцу (опять мотив сердца! ) трели жаворонков.