Александр
Просветленный
(43275)
6 лет назад
Нужно понимать, что цвет имеет несколько измерений.
В корне - это светлота, цветовой оттенок и звучность (насыщенность цвета).
Нужно как минимум научиться управлять каждым из этих параметров в отдельности, не затрагивая другие два.
Чтобы овладеть краской, можно поставить себе задачу: делать замесы мастихином на палитре и научиться точно попадать в любой заданный образец цвета. Работа на палитре должна занимать времени больше, чем непосредственно прописи.
Но одного этого ещё не достаточно! Нужно приобрести грамоту в живописи! Ведь цвет не существует сам по себе! В разном окружении цвет раскрывается по разному. Существует понятие контраста. Существует понятие нюанса. Существует понятие системы локальных контрастов и общего контраста композиции. Существует понятие светлоты колорита. Существует понятие цветовой и тоновой доминанты. Существует понятие хроматичности системы оттенков (это вообще отдельная тема), один и тот же мотив можно написать с большей или меньшей хроматичностью, с большим или меньшим контрастом. Все цвета влияют друг на друга, писать нужно в целом, а не в частностях порознь.
Вы сами говорите, что являетесь самоучкой. Тем самым вы сами себя отрезали от огромного практического опыта современников и от культурного опыта многих предыдущих поколений художников.
Копировали ли вы когда-либо произведения? Знаете ли вы, чем отличается колорит Ван Гога от колорита Писсаро? Знаете ли вы, чем отличается колорит Рембрандта от колорита... Рафаэля? Знаете ли вы, в чём отличие "салонной" французской живописи от живописи передвижников?
Если бы знали, то и с цветом обращались бы осмысленно!
Можно, конечно, говорить о технических приёмах.
Например, введение в краску серого понижает насыщенность. Однако, чтобы это сделать правильно, нужно для начала уметь: замешивать нужное количество краски, вводить в смесь ровно столько компонент, сколько нужно (иногда вообще в микроскопических количествах), подбирать компоненты заданной светлоты (чтобы после введения в смесь не изменилась светлота колера)...
Существует понятие дополнительных цветов, которые являются контрастными по отношению друг к другу, но при смешении дают серый (смешение зелёного с фиолетовым даёт голубоватый серый, смешение оранжевого с синим даёт зеленоватый серый, смешение красного с бирюзовым даёт желтоватый серый и т. д.).
Есть огромное количество нюансов. Это слишком долго объяснять.
Если попадание в заданный цвет (например, сделать ненасыщенный зелёный) ещё можно освоить без наставника, то вот подбирать систему оттенков в правильных отношениях между собой и целым - это осваивается под руководством хороших живописцев (желательно не одного) и в группах учащихся. Тогда очень быстро происходит обучение на множестве примеров и на чужих ошибках.
Конкретно в прикреплённом примере
а) вы злоупотребляете одним и тем же пигментом в освещённых и теневых частях. Если бы вы ХОТЬ РАЗ побывали с учителем на пленэре - то знали бы, что цвет не бывает одним и тем же в свету и в тенях. Обычно освещённые части теплее, теневые - холоднее (бывает и наоборот). Если вы используете один и тот же пигмент, лишь разбеливая его - это дилетантизм. От этого работа становится "высушенной", графичной.
б) видно, что вы изначально используете термоядерно зелёную краску (типа "виридоновой зелёной" или "травяной зелёной") и не имеете представления о других зелёных пигментах (зелёные кобальты не дают настолько насыщенной зелени). Можно, конечно, и вашим пигментом писать зелень, однако тогда нужно научиться понижать насыщенность в тенях: вводить в смесь компоненты, которые приглушают цвет. Вариантов много: и серый подбирать, и фиолетовый в зелень вводить, и земляные краски подмешивать... И зелёный другой подмешивать... Что уместно или нет - зависит от колорита в целом.
ВладленаЗнаток (380)
6 лет назад
Спасибо большое за развёрнутый ответ. Если бы у меня была возможность, я бы с огромным удовольствием погрузилась бы в живопись и смогла бы ответить на все ваши вопросы. Но пока такой возможности нет и приходится изучать самостоятельно.
Ещё раз, спасибо большое за потраченное время.
Зырянов ВладимирМыслитель (7483)
6 лет назад
...цвет не бывает одним и тем же в свету и в тенях. Обычно освещённые части теплее, теневые - холоднее (бывает и наоборот).
Простите моё любопытство, но не могли бы Вы написать, откуда такой стереотип и почему принцип бездумно используется? Ведь по сути это частный случай более общего закона.
SONATAПросветленный (30881)
6 лет назад
День добрый! Очень близок ваш комментарий моему внутреннему восприятию живописи. Именно в этом направлении и ключе, на ваш взгляд, какую "правильную" книгу, первую, нужно взять в руки, начинающему писать маслом. PS: много читала о художниках, в том числе и упомянутых вами, но очень хочется приобрести логичную книгу, которая помогла бы найти именно своё направление, чтобы не кидало из крайности в крайность, хотя... и без этого не обойтись...:)