


1) Определите адресатов данного текста.
Лучше запоминаются начало или конец информации. Даже обыватель знает это — хотя бы со слов киногероя, штандартенфюрера Штирлица. Что касается делового общения (например, подготовки к собеседованию при приеме на работу, составлении резюме и т. п.), его успех во многом зависит от соблюдения «закона края». В частности, никогда не будет лишним обратить особое внимание на отработку вступления и финала беседы. Первое должно быть необычным, запоминающимся, оригинальным. Вам нужно привлечь к себе внимание уже при первом появлении, при произнесении первых фраз. Тем же требованиям должен отвечать и финал разговора, кроме того, он призван подвести беседу к логическому завершению и оставить у каждого из участвовавших в ней позитивное впечатление и осознание необходимости продолжения общения. Первые три абзаца письменного сообщения обязаны нести максимальную информационную нагрузку. В них же стремятся дать сведения о достоинствах рекламируемого товара, выгоде для клиентов фирмы, а в заявке на изобретение, резюме о себе при устройстве на работу — также преимущественно позитивную информацию и выигрышные характеристики и факты. Центральная часть письменного сообщения должна снять максимум возможных вопросов, предупредить сомнения, возражения потенциального адресата, помочь ему сформировать выгодное для вас суждение об излагаемом. Середина, кроме обязательной смысловой, требует дополнительной эмоциональной нагрузки: хорошо, если в ней найдется место юмору, парадоксальным фактам, житейским и историческим примерам. Логика коммуникации нередко заставляет помещать главные тезисы в середину изложения. И в психологической литературе <...> выделено «Правило середины», которое гласит следующее: «поступай, как на рынке: бери из середины, ибо то, что сверху, положено для покупателя! Мудрость масс устойчиво проявляется в настороженном отношении к крайностям. Экстремистов любят слушать, но идут за ними неохотно и очень редко. Правило «середины» можно сформулировать еще и так: люди чувствительны не столько к разумности, сколько к устойчивости. Итак, еще до того, как прозвучат заключительные фразы беседы, рекламного объявления, у адресата должна быть исчерпывающая информация, содержащая: наименование товара, фирмы, контактный телефон, адрес, ориентиры, по которым легче отыскать фирму, магазин, ателье <...>
«Закон края» диктует следующую схему расположения материала: вступление — кульминация — развязка. Совсем как в хорошем романе или пьесе. Не случайно телевизионная реклама лучше других воплощает данный закон в действии, ведь ее создатели четко соблюдают «закон края». Если рассматривать любой рекламный ролик с этих позиций, можно заметить, что название расхваливаемого товара непременно располагается вначале, а затем повторяется в конце видеоряда. Вступительная часть нередко замешана на интриге, средняя динамична, несет наибольшую информационную нагрузку.
Что касается информации, передаваемой в процессе непосредственного общения (в ходе лекции, дискуссии, инструктажа и т. п.), то рекомендации по предупреждению информационных потерь будут аналогичными: на вступительной стадии целесообразно использовать «эффект начальных фраз», заинтересовать слушателей, обрисовать позиции, которые будут раскрыты в дальнейшем, в середине сообщения. А в конце желательно поместить некое резюме или кратко повторить основные положения, ключевые мысли.
2) Укажите, по каким признакам вы определяете, кому в первую очередь адресован текст.
3) Сформулируйте своими словами изложенное в тексте правило. 4) Какой фрагмент текста содержит избыточную по отношению к основной идее текста информацию? Свое мнение аргументируйте. 5) Используйте описанное в тексте правило для анализа письма Татьяны Лариной к Онегину из романа в стихах А. С. Пушкина. Сделайте выводы.
Еле как дочитал до конца:
ничего не понял, но чувствую -
ЖИЗНЕННО!
Пиши ещё - не хорони талант.