Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
7лет
Изменено
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Киномания
+3

Художественные особенности Ломоносовских од. Что нового Ломоносов внёс в жанр оды?

Если есть возможность, подробнее. Или литературу, где есть ответы на эти вопросы. Срочно. (только не первые сайты из поиска, прошу)

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
7лет

Первым, кто в своих одах применил четырехстопный
ямб с мужскими и женскими рифмовками, был Ломоносов.
Жанр оды – подлинная вершина его творчества.
В дальнейшем четырехстопный ямб также был
представлен в трудах Пушкина, Лермонтова, Некрасова,
Есенина, Блока и других поэтов.

Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении
лирику и публицистику, высказаться по вопросам,
имеющим государственное значение, и сделать
это сильно, красиво, образно.

Ода оказалась наиболее оперативным средством
общения поэта со своими читателями:
литературных журналов еще не было, а оды
Ломоносова издавались большими по тому
времени тиражами

Используя принятые и культивируемые в классицизме жанры,
Ломоносов на практике нередко рвет с поэтикой и
стилистикой этого направления и выводит свою поэзию
за его пределы.

Злободневные по содержанию, ставившие вопросы большой
общественно – государственной значимости,
оды Ломоносова адресовались не только коронованным
особам, но и через их головы должны были сердца народа
привлечь.

Тема родины была центральной в одах Ломоносова.
Он не устает славить величие России, обширность и
необозримость ее территории, обилие ее природных
богатств.

Так, в оде "На день восшествия на престол ея
величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1748 года" создан грандиозный образ
России
А в оде "На день восшествия на всероссийский престол
ея величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года" Ломоносов восторгается
неисчисляемыми естественными ресурсами Российского
государства.
Однако в этих картинах было нарисовано "должное",
а не "сущее", желательное, а не действительное
положение вещей.
Истинное же состояние русского народа Ломоносову
хорошо было известно.
Ломоносов не мог оставить жанр хвалебной оды
неизменным:
он включает в ее состав обличительное начало.
В этом направлении Ломоносов становится
предшественником Державина.
Так, в оде 1762 года, посвященной Екатерине Второй,
Ломоносов гневно осудил антинациональную политику
Петра Третьего, заключившего постыдный для
России мир с прусским королем Фридрихом, сведя к нулю
победы русских войск в кровопролитной войне.

Высокому, гражданскому содержанию од Ломоносова
соответствовала их композиционно-стилевая структура.
И построение оды, и ее торжественно-патетический стиль,
включавший гиперболические описания, комические
сравнения, метафоричность языка, риторические
фигуры, - все это усиливало эмоциональное
воздействие на читателя.

Художественному воздействию од Ломоносова
способствовали также разработанный стих
(четырехстопный ямб), стройная десятистишная
строфа, яркость живописи.
Характерной особенностью од Ломоносова можно
считать и их лирическую приподнятость, нередко
переходящую в торжественно-поэтический тон.

С упадком классицизма начинается разрушение
оды как нормативного жанра.
В русской поэзии Державин вводит в оду юмористические
мотивы, слова "низкого штиля" (ода "Фелица").
Ода становится мишенью язвительной критики
сентименталистов и охотно ими пародируется.
Однако стилевые традиции оды классицизма еще
оказываются плодотворными в гражданской оде
Радищева, Пушкина, в лирике поэтов-декабристов.