ГАЛИНА
Высший разум
(2407549)
6 лет назад
Первым, кто в своих одах применил четырехстопный
ямб с мужскими и женскими рифмовками, был Ломоносов.
Жанр оды – подлинная вершина его творчества.
В дальнейшем четырехстопный ямб также был
представлен в трудах Пушкина, Лермонтова, Некрасова,
Есенина, Блока и других поэтов.
Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении
лирику и публицистику, высказаться по вопросам,
имеющим государственное значение, и сделать
это сильно, красиво, образно.
Ода оказалась наиболее оперативным средством
общения поэта со своими читателями:
литературных журналов еще не было, а оды
Ломоносова издавались большими по тому
времени тиражами
Используя принятые и культивируемые в классицизме жанры,
Ломоносов на практике нередко рвет с поэтикой и
стилистикой этого направления и выводит свою поэзию
за его пределы.
Злободневные по содержанию, ставившие вопросы большой
общественно – государственной значимости,
оды Ломоносова адресовались не только коронованным
особам, но и через их головы должны были сердца народа
привлечь.
Тема родины была центральной в одах Ломоносова.
Он не устает славить величие России, обширность и
необозримость ее территории, обилие ее природных
богатств.
Так, в оде "На день восшествия на престол ея
величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1748 года" создан грандиозный образ
России
А в оде "На день восшествия на всероссийский престол
ея величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года" Ломоносов восторгается
неисчисляемыми естественными ресурсами Российского
государства.
Однако в этих картинах было нарисовано "должное",
а не "сущее", желательное, а не действительное
положение вещей.
Истинное же состояние русского народа Ломоносову
хорошо было известно.
Ломоносов не мог оставить жанр хвалебной оды
неизменным:
он включает в ее состав обличительное начало.
В этом направлении Ломоносов становится
предшественником Державина.
Так, в оде 1762 года, посвященной Екатерине Второй,
Ломоносов гневно осудил антинациональную политику
Петра Третьего, заключившего постыдный для
России мир с прусским королем Фридрихом, сведя к нулю
победы русских войск в кровопролитной войне.
Высокому, гражданскому содержанию од Ломоносова
соответствовала их композиционно-стилевая структура.
И построение оды, и ее торжественно-патетический стиль,
включавший гиперболические описания, комические
сравнения, метафоричность языка, риторические
фигуры, - все это усиливало эмоциональное
воздействие на читателя.
Художественному воздействию од Ломоносова
способствовали также разработанный стих
(четырехстопный ямб), стройная десятистишная
строфа, яркость живописи.
Характерной особенностью од Ломоносова можно
считать и их лирическую приподнятость, нередко
переходящую в торжественно-поэтический тон.
С упадком классицизма начинается разрушение
оды как нормативного жанра.
В русской поэзии Державин вводит в оду юмористические
мотивы, слова "низкого штиля" (ода "Фелица").
Ода становится мишенью язвительной критики
сентименталистов и охотно ими пародируется.
Однако стилевые традиции оды классицизма еще
оказываются плодотворными в гражданской оде
Радищева, Пушкина, в лирике поэтов-декабристов.