Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Почему Турция за годы Великой Отечественной не соблюдала конвенцию Монтрё 1936 года о статусе Черноморских проливов?

Мартын Мартыныч Искусственный Интеллект (121070), закрыт 6 лет назад
Дополнен 6 лет назад
Но гораздо больший ущерб СССР наносило сотрудничество Турции с Гитлером в экономической сфере, особенно фактическое открытие Проливной зоны для кораблей стран Оси. Формально немцы и итальянцы соблюдали приличия: военные моряки при прохождении проливов переодевались в гражданскую одежду, вооружение с кораблей убиралось или маскировалось, и вроде бы придраться было не к чему. Формально конвенция Монтрё соблюдалась, но вместе с тем через проливы свободно плавали не только немецкие и итальянские торговые суда, но и боевые.
А вскоре дошло до того, что турецкий военный флот начал конвоировать в Черном море транспорты с грузами для стран Оси. Практически партнерские отношения с Германией позволили Турции неплохо заработать на поставках Гитлеру не только продуктов, табака, хлопка, чугуна, меди и пр., но и стратегического сырья. Например, хрома. Босфор и Дарданеллы стали важнейшей коммуникацией воюющих против СССР стран Оси, которые чувствовали себя в Проливной зоне если и не как у себя дома, то уж точно как в гостях у близких друзей.
А вот редкие корабли советского флота шли через Проливы фактически, как на расстрел. Что, впрочем, было недалеко от истины. В ноябре 1941 года четыре советских корабля – ледокол и три танкера – было решено перевести из Черного моря на Тихий океан ввиду их бесполезности и дабы они не стали жертвами немецких пикировщиков. Все четыре корабля были гражданскими судами и не имели вооружения.
Турки их беспрепятственно пропустили, но едва корабли вышли из Дарданелл, как танкер «Варлаам Аванесов» получил в борт торпеду от немецкой подводной лодки U652, которая – вот совпадение! – оказалась точно на пути следования советских кораблей.
Дополнен 6 лет назад
То ли немецкая разведка оперативно сработала, то ли «нейтральные» турки поделились с партнерами информацией, но факт остается фактом – «Варлаам Аванесов» и по сей день лежит на дне Эгейского моря в 14 километрах от острова Лесбос. Ледоколу «Анастас Микоян» повезло больше, и он смог уйти от преследования итальянских катеров недалеко от острова Родос. Спасло ледокол только то, что катера были вооружены мелкокалиберными зенитными пушками, которыми потопить ледокол было достаточно проблематично.
Если немецкие и итальянские корабли шастали через Проливы, как через свой проходной двор, провозя любые грузы, то корабли стран антигитлеровской коалиции не могли провезти в Черное море не то что вооружение или сырье, но даже продукты. Тогда турки сразу превращались в злобных церберов и, ссылаясь на свой нейтралитет, запрещали кораблям союзников идти в черноморские порты СССР. Вот и приходилось возить грузы в СССР не через Проливы, а через далекий Иран.
Лучший ответ
Дом у Дороги Мудрец (15883) 6 лет назад
В смысле годы Второй Мировой, - так как Турция не театр Великой Отечественной Войны. Почему? - Да, по тому, что во время глобальной войны мало кто соблюдает законы и конвенции.
Остальные ответы
Irina Polyakova Искусственный Интеллект (355075) 6 лет назад
Ссылку хочу о несоблюдении. Спасибо
сергей зиновьев Просветленный (42505) 6 лет назад
нагнули ..Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления статей 10 — 18 не будут применяться; проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения Турецкого правительства.
Евгений Никишин Искусственный Интеллект (370514) 6 лет назад
Это потому на Черное море немцы свои суда на паровозах возили?
андрей тобольскийГений (52748) 6 лет назад
Голуба, "на паровозах" никто ничего не возил. Подводные лодки и торпедные катера немцы перевозили на автопоездах. Слово "автопоезд" означает не железнодорожный состав а несколько автомобилей - тягачей с прицепом. Внимательнее надо читать источники. Кстати тральщики немцы в Черное море привели по Дунаю, а самоходные десантные баржи (паромы типа "Зибель") проводили через турецкие проливы. Кроме того "Зибели" как и катерные тральщики строились в Болгарии. Видишь, время свое трачу на твое просвещение. Чтобы ты в темноте не жил.
Netzah Netzah Мыслитель (7272) 6 лет назад
Можно поподробнее насчёт нарушения конвенции? Какие боевые корабли стран Оси попали в Чёрное море через проливы? А насчёт советских судов, которых встретили немцы и итальянцы после выхода из Дарданелл... Зачем нужна информация от турок, если посольство Германии на берегу Босфора и любой сотрудник посольства мог спокойно отследить передвижения судов?
Похожие вопросы