Сжать изложения. Текст внизу. Заранее спасибо.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР
Среди крупных московских купеческих фамилий самой выдающейся была
династия Морозовых. Основатель династии, Савва Васильевич Морозов, дожив
до глубокой старости, так и не одолел русской грамоты, пройдя удивительный
путь от крепостного до купца первой гильдии, человека заметного и богатого.
Сын его, Тимофей Саввич, возглавит самую крупную мануфактуру –
Никольскую в Орехово-Зуево и в десять раз увеличит унаследованный от отца
капитал. Его сын, Савва Тимофеевич, пойдёт ещё дальше, в короткое время
сделает фабрику одной из самых производительных и доходных в России.
С. Т. Морозов успешно закончил Московский университет. После
окончания университета уезжает в Англию, изучает химию в Кембриджском
университете, собирается защищать диссертацию. Работал на текстильной
фабрике в Манчестере, специализировался в области красителей, имел патенты
на изобретения. Купец Морозов был энциклопедически образованным
человеком, сведущим в самых различных областях знаний.
Московскому Художественному театру суждено было сыграть поистине
историческую роль не только в жизни отечественного театра, но и в судьбах всей
отечественной культуры. Вклад Саввы Тимофеевича Морозова в становление
театра не ограничивался поражающими воображение суммами; он сам строил
театр в буквальном смысле слова. Именно в этом театре плодотворно работали
гениальный режиссёр К. С. Станиславский, создатель авторитетной во всём мире
театральной системы, выдающиеся художники сцены: М. Чехов, Е. Вахтангов,
В. Качалов и многие другие.
Театр строился не только на деньги С. Т. Морозова, но и в буквальном
смысле слова – его трудом, его руками. Решение этого трудного дела Морозов
выполнил со всем размахом и широтой, присущими его натуре, и выстроил
новый театр в Камергерском переулке. Девиз, которым он руководствовался,
гласил: всё – для искусства и актёра, тогда и зрителю будет хорошо в театре.
Морозов не жалел денег на сцену, на её оборудование; часть здания, которая
предназначена для зрителей, была отделана с чрезвычайной простотой, по
эскизам известного архитектора Шехтеля, строившего театр безвозмездно. В
отделке театра не было допущено ни одного яркого или золотого пятна, чтобы
приберечь эффект ярких красок для декораций и обстановки сцены.
Гордостью театра стала специально сконструированная Шехтелем сцена.
Здесь происходило вращение целого подпольного этажа. В самой сцене был
устроен огромный люк, который опускался с помощью электрического
двигателя. В число нововведений входила и значительно усовершенствованная
вентиляционная система. Всем освещением сцены и зрительного зала управлял
устроенный по последнему слову техники электрический рояль – детище
С. Т. Морозова.
Для актёров предназначались комфортабельные гримёрные с мягкими
кушетками для отдыха, письменным столом. Зрительный зал на 1100 мест
(партер, амфитеатр и два яруса) выдержан был в зеленовато-оливковой гамме.
Появился ставший вскоре легендой, визитной карточкой Художественного,
занавес с белой чайкой, каждый раз напоминавший, что Чехов и театр
Станиславского – это синонимы.
Новое оформление получили театральные подъезды – фонари с дуговыми
лампами. Пловец, борющийся с волнами, и летящая над ним чайка служили
символом искусства Художественного театра, его историческим
предназначением.
Среди предназначением