


Дз по литературе
1. Вспомните, какие произведения называются автобиографическими. Какие черты характерны для них?
______________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему автор назвал её «Детство», хотя предполагал назвать « Бабушка »?
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
3. Найдите портреты бабушки, матери, деда и других членов семьи. Какие детали портретов говорят о характере этих людей? Почему бабушка
стала для Алёши самым «дорогим человеком»? Почему Алёше «и взрослые и дети — все не понравились»? Найдите в главе I пейзажи: картину
Волги с парохода, описание дома деда. С каким чувством автор описывает каждую из картин?
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
4. Прочитайте для себя или близких выразительно фрагмент главы II с начала до слов «…в слободе Кунавине». Перескажите его про себя от
третьего лица фрагмент главы II дальше до слов «Нет, нисколечко». Почему была « обильна жестокостью тёмная жизнь „неумного племени“»?
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие детали портрета деда выделяет автор? Почему в семье Кашириных жестоко наказывали детей? Почему об этом вспоминает М. Горький?
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
6. Прочитайте для себя или близких фрагмент главы II со слов «Шумную историю с напёрстком я знал» до слов «…надорвало моё отношение к
матери». Какое чувство вызывает история с напёрстком? Какие черты характера героев она выявляет? Сравните портреты Саши Яковова и Саши
Михайлова. Что в этих описаниях говорит о наблюдательности Алёши? Был ли он виноват в истории со скатертью? Обоснуйте свой ответ. Какое
чувство вызывает сцена порки Саши и Алёши: жалость, протест, негодование, смирение и др.?
_____________________________________________________________________________
7. « Дни нездоровья были для меня большими днями жизни »: как понять эти слова? Прочитайте для себя или близких фрагмент главы II со слов
«Как-то вдруг, точно с потолка спрыгнув, явился дедушка» до слов «…но и забыть об этом я не мог». С какой стороны Алёша увидел деда в
разговоре с ним? Перескажите для себя или близких главу II до конца от третьего лица. Какие советы и почему давал Алёше Цыганок? Какое
чувство вызывают у читателя нравы семьи Кашириных?
Хоть бы произведение написал. А автобиографические произведения - это когда автор пишет о себе.
Если говорить о чертах:
1) время обратимо, так как в основе повествования лежит ретроспекция;
2) в тексте идёт соположение двух временных планов: времени, о котором пишут, и времени, в которое пишут;
3) важными чертами автобиографии становится открытость финала и незамкнутость жизнеописания, хотя первые временные границы (например, рождение) чётко установлены;
4) в повествовании описываются как единичные, так и повторяющиеся ситуации;
5) наблюдается сегментация времени по воле автора (сохраняется только часть фактов и событий прошлого, их последовательность может преобразовываться);
6) в качестве единиц времени служат не только ситуации, которые формируют линейную последовательность, но и картины воспоминаний, между которыми не всегда есть связь;
7) субъективность организации хронотопа проявляется и в зависимости точки отсчёта от воли автора;
8) личное биографическое время связано с историческим.