Top.Mail.Ru
Ответы

Помогите пожалуйста, задание: Запишите, какие языковые функции реализуются в предложенных ниже отрывках

1. «— Вы, я вижу, робеете, — сказала Черная Королева. — Разрешите мне
представить вас этому боку. Знакомьтесь! Алиса, это Бараний Бок. Бок, это
Алиса…
Бараний Бок поднялся с блюда и поклонился Алисе; та тоже ему
поклонилась, так и не решив, смешно это или страшно.
— Я вам отрежу по кусочку? — спросила она Королев и взяла в руки нож и
вилку.
— Как можно? — запротестовала Черная Королева. — Вас только что
познакомили, а вы уже на него с ножом! Унесите Бок!
И слуги тотчас же его унесли, а взамен принесли сливовый пудинг.
— Я не хочу знакомиться с пудингом, — быстро сказала Алиса, — а то так
мы вообще не пообедаем. Отрезать вам по кусочку?
Но Черная Королева посмотрела исподлобья и произнесла:
— Знакомьтесь! Пудинг, это Алиса. Алиса, это Пудинг. Унесите пудинг!»
Льюис Кэрролл «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса»
2. « — …А это вы, товарищ Широков? — сказал он, когда Куприянов
представил ему молодого ассистента. — Вы назначены комендантом лагеря.
Самый лагерь мы вам построим, а вам надо позаботиться об остальном.
Охрана, пропускной режим, — говорил он, не обращая внимания на
ошеломленный вид Широкова, — распорядок дня, размещение членов
экспедиции. Кухни и продукты на машинах. Повара тоже. Вы кто по
специальности?
— Врач. Кандидат медицинских наук.
— Очень хорошо! Удачный выбор, — кивнул секретарь Куприянову. —
Прежде всего позаботьтесь о питании. Уверен, что все ходят голодные.
Василий Семенович, — обратился он к одному из своих спутников, —
помогите молодому человеку на первых порах. Он скоро освоится. А вы, —
обратился он к другому, — освободите все легковые машины для научных
работников. До места лагеря поедете на грузовых».
Г. Мартынов «Каллисто»
3. «По дороге в столовую Широков подробно расспросил Ляо Сена обо
всем, что они видели у шара. Китайский ученый спокойно и обстоятельно
удовлетворил его любопытство. Он говорил ровным голосом на чистом, даже
чересчур чистом, русском языке. (Этот выдающийся лингвист свободно
владел восемнадцатью языками.)»
Г. Мартынов «Каллисто»
4. «— Садитесь, Петр Аркадьевич, — приветствовал молодого
коменданта Штерн. — Что новенького?
— Когда же они, наконец, выйдут? — спросил Широков вместо ответа.
— Свеженький вопрос! — раздраженно сказал Лебедев
— Я не понимаю, — продолжал Широков, не обращая внимания на
насмешку.
— Почему не спросить об этом экипаж корабля?
— Спросите, — пожав плечами, сказал Ляо Сен. — Если имеете
возможность. Будем вам очень благодарны за такую услугу.
Подобная реплика со стороны всегда спокойного и невозмутимого
китайского ученого ясно показывала, до какой степени у всех были
напряжены нервы».
Г. Мартынов «Каллисто»
5. «Ты катись, катись, колечко, /На весеннее крылечко, / В летние сени, /
В теремок осенний / Да по зимнему ковру / К новогоднему костру!»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
6) «Природа – сфинкс. И тем она верней / Своим искусом губит человека,
/ Что, может статься, никакой от века / Загадки не и не было у ней».
Ф. Тютчев «Природа – сфинкс…»
7) « – Кстати, Дживс, – сказал я.
– Сэр?
– Тут к нам пришла весточка от леди Уикэм. Приглашает на все Рождество
к себе в Скелдингс. Так что начинай-ка ты сгребать в кучу предметы первой
необходимости. Мы направим туда стопы числа двадцать третьего.
Побольше белых галстуков, Дживс; и откопай в гардеробе что-нибудь для
дневных прогулок – эдакое, знаешь, пейзанского типа, и чтобы повеселей.
Думаю, мы там слегка задержимся».
П. Г. Вудхауз «Дживс и дух Рождества»

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Мудрец
5лет

Выделяют следующие языковые функции:

1) коммуникативная функция - обеспечивает передачу информации в процессе общения;

2) мыслительная (когнитивная) -обеспечивает формирование и формулирование мыслей;

3) познавательная (аккумулятивная, накопительная) - служит передаче знаний посредством оперирования понятиями;

4) номинативная (назывная) - нужна для закрепления знания в слове;

5) регулятивная - обеспечивает воздействие говорящего на адресата, выражает просьбу, приказ, предостережение, запрет, совет, убеждение, и др.;

6) фатическая (контактоустанавливающая) - функция установления контакта со слушателем (собеседником);

7) этническая функция - помогает национальному самоотождествлению и формированию национального самосознания;

8) эстетическая - служит направлению внимания на форму сообщения, превращает текст в произведение искусства;

9) эмоционально-экспрессивная - позволяет выражать в языке свои чувства, ощущения, переживания;

10) магическая (заклинательная) функция - реализуется при исполнении ритуальных видов текстов, активизирует бессознательные процессы.

Выделяют также следующие языковые функции:

репрезентативную - "определяющую речевой акт в его отношении к референту, или предмету мысли; обеспечивающую ориентированность высказывания на предмет ( а не на участников речевого акта) ";

манифестативную - обеспечивающую отношение сообщения к говорящему и слушающему;

метаязыковую - позволяющую говорить о самом языке. Различные теории языка создают разный иерархический перечень языковых функций.