Соответствует ли современная интеллигенция тем качествам, которыми наделили ее авторы? Где и когда они проявлялись?
Б. Н. Чичерин уделяет большое внимание новому общественному слою интеллигенции, которую называет «умственной аристократией». Чичерин отмечает такие признаки, как особое экономическое положение интеллигенции, живущей доходами от своего умственного труда, противоречивость ее положения в обществе, где она связана, с одной стороны, с техническим прогрессом и представляющим его промышленным капитализмом («техника»), а с другой стороны – с теми сферами практической деятельности, которые не связаны с экономикой (медики, адвокаты, журналисты, учителя). С этой противоречивой и неоднородной природой интеллигенции Чичерин совершенно справедливо связывает и противоречивость идейных позиций и убеждений интеллигенции.
Известный русский мыслитель Г. П. Федотов в сборнике «Трагедия интеллигенции», впервые опубликованном в 1926-м году в Париже, писал: «Говоря о русской интеллигенции, мы имеем дело с единственным и неповторимым явлением истории. Неповторима не только «русская», но и вообще «интеллигенция». Как известно, это слово, то есть понятие, обозначенное им, существует лишь в нашем языке… В наши дни европейские языки заимствуют у нас это слово в русском его понимании, но неудачно: у них нет вещи, которая могла бы быть названа этим именем».
Н. А. Бердяев, развивая проблему интеллигенции, писал, что родоначальников русской интеллигенции был Радищев, он предвосхитил и определил ее основные черты. Когда Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» написал слова: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала, русская интеллигенция родилась». Таким образом, сострадание обездоленным, стремление к правде, к справедливости, к свободе, противостояние власти во благо народу – то, что отличало Радищева, и стало характерной особенностью русской интеллигенции, в представлении русских социологов
Сегодня просто нет интеллигенции в том понимании. Тогда это был по сути класс аристократов низвергнутый с пьедестала, они были сильно образованнее народа вокруг, но когда их жизнь повернулась так, что они увидели мир глазами народа, у них и начали формироваться вопросы "почему так?". От сюда и происходите стремление к справедливости, сострадание, желание перемен четко выраженный именно у них, так как остальные были сильно заняты выживанием и не имели возможностей высказаться.
Та же семья Ленина показательный пример. Из обеспеченной семьи в революционеры.
У нынешней интеллигенции нет "бэкграунда", или предыстории в классовом плане. Сегодня работаешь ли ты умом или руками - по сути нет разницы. Человек может переходить из одного статуса в другой, границы стерлись. Теперь есть интеллигенция, которая живет и в достатке и в недостатке. Одни безоговорочно поддерживают власть, другие поглядывают на либеральные идеи, третьи и вовсе выживанием озадачены...
Пока что не вижу таких четких и явных позиций в обществе в отношении не справедливости.
Русских, но не путинских
ага