Турнир 2020: Лучший авторский фильм на планете Земля? Тур 2.48
Теория авторского кино;
Формалисты и структуралисты:
Формализм - концепция искусства, согласно которой художественная ценность произведения всецело зависит от его формы. Акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура (особенности строения вещества), в то время как реализм (структурализм) подчеркивает контекст и содержание. Крайней степенью формализма является мысль о сосредоточении всего необходимого для произведения в нём самом и абстрагирование от какого бы то ни было контекста, в том числе от причин создания данного произведения, исторического контекста, обстоятельств жизни создателя.
Структурализм - концепция искусства, согласно которой структура произведения скрывает (или наоборот, вскрывает) тайный смысл, зашифрованный под внешней оболочкой. Знание и опыт накапливаются в ходе общения и размышлений, и предмет искусства всегда рассматривается через призму этих процессов. Однако структуралисты заявляли также, что собственные мыслительные процессы, социальные предрассудки и притягательность (возбуждать к себе интерес) искусства для личности важнее, чем сущность или идеальная природа предмета.
В 1890 году художник-постимпрессионист Морис Дени писал, что наслаждение доставляет не столько изображаемый предмет, сколько сам по себе процесс его изображения. Идеи Дени привлекли внимание многих художников и теоретиков искусства. С их точки зрения, существует разница между истинной формой предмета и его «значимой формой» (смыслом). Распознавание изображенного предмета не столь важно для искусства, сколько выявление его «значимой формы» или скрытой внутренней природы. По сути теоретики повторили идеи Аристотеля о форме и видах. Для Аристотеля было, например, не столь важно, является ли данное животное собакой, важнее различать, является ли оно далматинцем или ирландским волкодавом. Развивая этот образ мышления, теоретики призывали художников использовать изобразительные средства для раскрытия сущности вещей (их «значимой формы»), а не гнаться за простым внешним сходством.
В 1939 году теоретик искусства Клемент Гринберг пришёл к мысли, что представление о произведении искусства не столь важно по сравнению с его «внутренней идентичностью» (определение произведения искусства через «художественную форму» или «среду» позволяет сосредоточить усилия на природе этой «среды» и позволяет отделить произведение от автора, оценивая только его собственное содержание). Эта мысль привела Гринберга к выводу о том, что искусство в чистом виде - это абстракция.
Абстрагирование - это метод познания, мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. По целям: формальная абстракция - выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма (красота) или цвет). Содержательная абстракция - вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (живой организм).
Структуралисты отличаются от формалистов большей умозрительностью (мышлением, содержание которого только мыслимое или сверхчувственное), абстрагированием понятий, аналитичностью, стремлением к синтезу, созданию теоретических моделей, гипотез, концепций. В то время как формалисты сосредоточены на эстетическом опыте, простым или изощрённым манипулированием (через эмоциональную сферу) элементами среды, создающих ложное представление о вещи.
