.В каких стихотворениях М. Ю. Лермонтова звучит тема назначения поэта и поэзии?
3.В каких стихотворениях М. Ю. Лермонтова звучит тема назначения поэта и поэзии? (Достаточно пару стихов)
4.Как в стихотворении «Поэт» сопоставляются судьба кинжала и судьба поэта?
5.Какой видит Лермонтов миссию поэта в стихотворении «Пророк»?
6.В каких стихотворениях М. Лермонтова звучит мотив любви?
7.Какой русский художник создавал полотна, вдохновляясь образами Лермонтова?
М. Ю. Лермонтов посвятил теме поэта и поэзии
значительную часть своего творчества.
Стихи-"Пророк","Поэт "(“Отделкой золотой блистает мой кинжал”),
"Смерть поэта","Не верь себе", “Есть речи - значенье... ” и др.
В стихотворении “Молитва” (“Не обвиняй меня, всесильный”),
написанном в 1829 году, Лермонтов называет творчество
“всесожигающим костром”, а “жажду песнопений” - “страшной”.
Назначение поэта - быть пророком, вести за собой толпу (!), быть ее голосом, как колокол на башне вечевой. Таким был его идеал, которого он, естественно, не находил в современной ему действительности.
Пророк Лермонтова живет в мире людей, свои
пророчества
он несет через собственное творчество и встречает
непонимание со стороны общественности.
Стихотворение раскрывает мысли о высокой миссии поэта,
показывает обреченность свободной творческой личности
в этом мире.
Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым,
имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка
Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал
свой народ к покаянию и исправлению, прошел через
многочисленные испытания: его бросали в темницу,
угрожали убийством.
Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями-
разрушением Иерусалима и потерей свободы.
Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия
однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело.
Однако он преодолел временную слабость и прошел
скорбный путь прорицателя до конца.
Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства,
присущего ветхозаветному образу.
Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк
выбирает стезю отшельничества, становится "нищим",
живущим подобно птицам небесным.
Герой посыпает голову пеплом, отрекаясь от всего мирского,
и уходит в пустыню. Именно здесь он находит тех, кто слушает
его речи - это звезды и животные.
Звезды подбадривают его, играя лучами, а "твари земные"
оказываются покорными ему.
Тем, самым он делает вывод о том, что мир природы ближе
к Богу, чем мир людей.
И именно в нем он находит успокоение.
В конце стихотворения мы вновь видим поэта, который
оказывается в городе. И именно в этих строках автор
говорит о том, что надежды на изменение общества нет.
Старики, указывая детям на поэта, смеются над ним,
презирают и обвиняют его в гордыне, бедности и
неспособности ужиться с людьми.
Они вновь отвергают пророка, подвергая его осмеянию,
тем самым обрекая себя и своих детей на безрадостное
будущее.
Он горд был, не ужился с нами...