«Слово о полку Игореве» — литературный памятник, имеющий важное историческое значение. «Слово» было написано, предположительно, в последней четверти XII века, вскоре после похода Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев (часто датируется 1185 годом, реже 1—2 годами позже).
Конкретный автор «Слова» неизвестен, т. к. летописи и записи часто велись иноками, и их имена могли затеряться. Адаптация и перевод на современный язык были сделаны академиком Д. С. Лихачевым.
На протяжении всех двух веков со времени публикации «Слова» выдвигаются гипотезы о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором; практически все известные по летописи военные и политические деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур.
Исследователь «Слова» А. Чернов выдвинул гипотезу об авторстве князя Владимира Святославича; существует также версия исследователя Ю. Сбитнева, что автором этого уникального памятника является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава. Филолог Н. Водовозов и писатель А. Югов считали, что автором был певец Митуса, упомянутый в Галицкой летописи, но исследователи Н. Сидоров, Б. Рыбаков, Д. Лихачёв и др. отметили слабость аргументов и не поддержали эту версию.
В 1967 г. Н. Шарлемань попытался доказать, что авторство «Слова» принадлежит самому князю Игорю, и эта гипотеза была поддержана поэтом И. Кобзевым и развита В. Чивилихиным в его романе-эссе «Память» (1983—84 гг.). Однако в настоящее время и она не принимается научным миром, поскольку противоречит и тексту «Слова», и самой специфике древнерусской литературы.
В 2004 г. известный лингвист, академик Андрей Анатольевич Зализняк, крупнейший специалист по языку берестяных грамот, опубликовал монографию, где подробно рассмотрел лингвистические аргументы за и против подлинности «Слова», представив целый ряд неопровержимых доказательств.
Краткие выводы: 1) Версия о том, что «Слово» — искусная подделка, написанная А. Мусиным-Пушкиными или кем-то ещё — несостоятельна и была опровергнута на основе лингвистического анализа существующих списков-копий. 2) В научном мире дискуссия об авторстве давно закрыта. «Слово о полку Игореве» имеет южнорусское происхождение, возможно, даже киевское. Это предположение вытекает из заключения «Слова», из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам. Поэтические описания природы степей у Дона и Донца создают впечатления о близком знакомстве автора с этими местами. Текст «Слова» говорит также, что автор хорошо знаком не только с Киевом, но и с другими русскими землями — княжествами.
