1-«Истощенных — кожа и кости — у нас стали звать шкилетниками, больных водянкой — слонами.
2-Зажиточные крестьяне
«Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль».»
3-привокзальный скверик
Взрослые обходили скверик. Только по перрону вдоль низенькой оградки бродил по долгу службы начальник станции в новенькой форменной фуражке с кричаще красным верхом. У него было оплывшее, свинцовое лицо, он глядел себе под ноги и молчал.»
4- Володя почувствовал себя счастливым человеком.
5-Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов: голод как нравственная проблема, бесчеловечное отношение к ссыльным, душевные терзания главного героя и, конечно же, автор большое внимание уделяет совести человека.
1-Автор показывает, как в чувствах героя продолжает накапливаться жалость по отношению к людям, которых считают врагами.
Он подчеркивает, что чувство сострадания оказывается у мальчика сильнее чувства вражды, и поддерживает и уважает выбор, сделанный героем .
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-po-litieraturie-v-tiendriakov-khli.html
1. Как поселковые жители называли раздутых от голода «куркулей»?
А) Бегемоты Б) Слоны В) Кабаны Г) Боровы
2. Кем были обреченные на голодную смерть «куркули» - враги народа?
А) Зажиточные крестьяне Б) Белогвардейцы В) Евреи Г) Дворяне
3. Какое место в поселке старались обходить местные жители, чтобы не смотреть на мучительную смерть «куркулей»?
А) Кладбище Б) Привокзальный скверик В) Скотный двор Г) Участок возле Дома культуры
4. Что почувствовал Володя, когда накормил первый раз куркуля?
А) Ему было страшно Б) Не почувствовал ничего В) Он был счастлив Г) он был горд
5. Какой ответ не относится к проблематике рассказа?
А) Голод как нравственная проблема Б) Бесчеловечное отношение к ссыльным
В) Душевные терзания главного героя В) Неспособность мечтателей быть целеустремлёнными.
Задание 2. Проанализируйте подборку цитат из текста рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Какие чувства испытывает герой? Какова позиция автора (как относится автор) в споре героя с самим собой?
1. «Я сыт, очень сыт — до отвала. Я съел сейчас столько, что, наверное, пятерым хватило бы спастись от голодной смерти. Не спас пятерых, съел их жизнь. Только чью — врагов или не врагов? А кто враг?.. Враг ли тот, кто грызет кору? Он им был — да! — но сейчас ему не до вражды, нет мяса на его костях, нет силы даже в его голосе...»
2. «Я стоял перед ними и прижимал к груди холодный кувшин с мутным квасом.
— Хле-ебца-а...
— Корочку...
— Хошь, руку свою?
И вдруг со стороны, энергично тряся пером на шляпке, налетела Отрыжка:
— Молодой человек! Молю! На коленях молю!
Она действительно упала передо мной на колени, заламывая не только руки, но и спину и голову, подмигивая куда-то вверх, в синее небо, Господу Богу.
И это была уже лишка. У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой, дикий голос:
— Ухо-ди-те! Уходит-те!! Сволочи! Гады! Кровопийцы!! Уходите!»
3. «Наверное, моя истерика была воспринята доходягами как полное излечение от мальчишеской жалости. Никто уж больше не выстаивал возле нашей калитки. Я излечился?.. Пожалуй. Теперь бы я не вынес куска хлеба слону, стой тот перед моим окном хоть до самой зимы».
4. «Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке. Слонов и шкилетников нет-нет да кто-то и пожалеет, пусть даже тайком, стыдясь, про себя, нет-нет да и найдется дурачок вроде меня, который сунет им хлебца. А собака... Даже отец сейчас пожалел не собаку, а ее неизвестного хозяина — «с голодухи плешивеет». Сдохнет собака, и не найдется даже Абрама, который бы ее прибрал».
5. «Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого дурака, который готов дать корм просто так, ничего не требуя взамен... даже благодарности.
Да, даже благодарности. Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить.
Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть.
Не скажу, чтобы моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни».