Какой древнерусский князь умел превращаться в волка?
вопрос-подсказка -- Какое отношение он имеет к пивным фестивалям?
Князем-оборотнем был прославившийся Всеслав Полоцкий - прозванный в народе Чародеем.
Всеслав Брячиславич, Всеслав Вещий (ок. 1029—1101), князь полоцкий (с 1044), единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069).
Биография Чародея овеяна легендами.
Летописи утверждают, что мать родила его «от волхования» . Следствием ворожбы стала отметина небесных сил на голове ребенка - родимое пятно. Вещуны восприняли печать высших сил с благоговением и посоветовали матери скрыть знак от посторонних глаз повязкой, которую сын должен был носить до самой смерти.
Современники верили, что одним знаком дело не обошлось. Считали, что высшие силы наградили Всеслава не только вещей душой, но и дали умение превращаться в серого волка, ясного сокола или тура с золотыми рогами.
Его считали волколаком, человеком-оборотнем, который превращался в волка в полночь в полнолуние. А также верил, что князь удивительным образом мог спрятаться от врага и неожиданно напасть на него (как, например, на Немиге под Минском 3 марта 1067 года) , переноситься за тысячи километров, находясь в Полоцке, слышать, как в Новгороде звонят колокола.
Посвящена Чародею былина "Волх Всеславич". Это однозначно утверждают историки и искусствоведы. Так вот, в ней в адрес индейского царя, который готовился пойти воевать на Русь, есть такие слова:
"Говорила царица Азвяковна,
Молода Елена Александровна,
А и гой еси, ты славный индейский царь,
Изволишь ты наряжаться на Русь воевать,
Про то не знаешь, не ведаешь,
А на небе просветя светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Тебе, царю, сопротивничек".
И действительно, в основе былин, в отличие от сказок, всегда лежат реальные факты.
Предполагается, что Всеслав появился на свет в полнолуние ...и этот факт связывается с небесным знамением — "просветлением месяца". Тем более что в год рождения Чародея — 1028-й — на небе было сильное полярное сияние в виде змеи. Оно было заметно во всей северной части Европы, что случается крайне редко. Еще одним подтверждением факта рождения князя в полнолуние является "Слово о полку Игореве".
Коварный князь Всеслав Брячиславич, князь из города Полоцка сравнивается по скорости своих перемещений с волком (в в "Слове о полку Игореве" рассказывается о том, как Всеслав, внук Изяслава, враждовал с внуками Ярослава Мудрого... .
Он взял Новгород ("оттвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу"), но вскоре Изяслав и Всеволод Ярославичи разбили его на Немиге. Убежав в Киев, Всеслав был заключен там Ярославичами в тюрьму. Но затем сами Ярославичи были разбиты половцами, и взбунтовавшиеся киевляне, освободив Всеслава, посадили его на киевский престол. Против него направился изгнанный киевлянами Изяслав Ярославич. Встреча между князьями произошла у Белгорода, но Всеслав, предвидя поражение, бежал и еще до восхода солнца был в Полоцке - драпанул, как волк, спасая свою шкуру)... .
Тут же - в "Слове о полку Игореве" ещё одно упоминание об обротничестве этого князя: "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь влъком рыскаше: из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хръсови влъком путь прерыскаше"....
В стихотворном переводе (Николая Заболоцкого) на современный язык это звучит так:
- Тот Всеслав людей судом судил,
Города Всеслав князьям делил,
Сам всю ночь, как зверь, блуждал в тумане,
Вечер-в Киеве, до зорь-в Тмуторокани,
Словно волк, напав на верный путь,
Мог он Хорсу бег пересягнуть.
В этом переводе Всеслав блуждает ночью в тумане не в шкуре волка, а - "словно волк". Ну, невозможно было в советские времена написать об оборотничестве, что русский князь и в самом деле превращался в волка-оборотня.
В стилистически неловком подстрочном переводе смысл первоисточника все же сохранен:
- Всеслав-князь людям суд правил,
князьям города рядил,
а сам в ночи волком рыскал:
из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя,
великому Хорсу волком путь перерыскивал....
К мифам восходит характерный для многих народов метаморфизм - способность персонажей принимать обличье разных животных и растений (враг, преследуемый героем, обращается в перепёлку, герой в погоне за ним становится соколом и т. д.) .
У индейского племени нутка существовал миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок-вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка (греческий Долон, сравнить также славянское "Змей Огненный Волк"), что связывается с представлениями (проявляющимися и в фольклорной традиции) об оборотнях типа славянских и балканских волкодлаков (вурдалаков) , литовских вилктаков и др.
Герой-родоначальник, вождь племени или дружины называется иногда волком (у осетин родоначальник нартов) или имеющим "голову волка" сравните прозвище грузинского царя Вахтанга-1 Горгослани, от персидского "волкоглавый" или "тело (живот) волка" герой древнеиндийского эпоса "Махабхарата" Бхима; имена с тем же значением даются членам рода волка у тлинкитов- кагвантанов. )
В славянской мифологии "волкодлак" человек-оборотень, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка.
Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, Волх Всеславлич, умел принимать образ волка и
рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно. В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи» . Мощь волкодлаков бывает такова, что они вызывают лунные затмения во время своих превращений! Скажем, в Кормчей книге (список 1282 г. ) повествуется о волкодлаке, который «гонит облака и изъедает луну» .
Способностью превращаться в волка наделялись эпические герои сербский "Змей Огненный Волк", древнерусский Всеслав (исторический князь Полоцкий, Х1век) , что свидетельствует о существовании общеславянского мифологического героя-волка (подобно греческому Долону, древнеиндийскому Бхиме, германскому Беовульфу и др.) .
Сделаться волком мог против воли и тот человек, которого «по ветру» прокляла мать.
Утешает то, что такому зверю можно вернуть прежний образ - конечно, если распознать его среди настоящих волков. Для этого нужно накрыть его кафтаном или накормить освященной в церкви или благословленной едой.
После смерти волкодлак может сделаться упырем, злобным мертвецом. Чтобы этого не произошло, надо зажать ему рот (пасть) двумя серебряными монетами.
Образ волкодлака, оборотня, живет в мифологии многих народов. У славян — это болгарский вълколак, польский вилколенк, сербскохорватский вуходлак и чешский влкодлак, у англичан это беовульф, у немцев - вервольф. Очевидно, в глубинной памяти народной сохранился древнейший обряд почитания волка, когда жрецы переодевались в волчьи длаки (шкуры) , чтобы чествовать свое серое божество.
Впрочем, совсем не исключено, что наши предки все обладали врожденной, но позднее утраченной способностью к ликантропии (так на языке науки называется оборотничество людей в волков и обратно) . И, возможно, не погрешил против истины Геродот, упоминавший в своей «Истории» о праславянах-неврах: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние» .