Александр
Просветленный
(43583)
3 года назад
Ну это говорят только студентам-первокурсникам, чтобы искали цвет тёмных теней или брали его любым другим условным цветом, но не красили автоматически всё чёрным.
Чёрными пользоваться можно и нужно, кроме сажи газовой (самая примитивная краска). Любая чёрная в обращении лучше сажи.
Обычно хватает одной единственной чёрной, что-нибудь типа чёрного марса.
Основное и самое главное правило работы с чёрными красками такое: при составлении замесов с чёрным чёрная по чуть-чуть добавляется в замес, НЕ НАОБОРОТ. Чёрная краска очень активна, поаккуратнее с ней - и всё.
Главная опасность: чёрная сразу и сильно глушит цвет. Поэтому замесы для оттенков теней с чёрной не делают!
Чёрный цвет технически сложен в обращении. Как и любой другой "открытый" цвет. Но ничего невозможного. Он требует точности в обращении с замесами, только и всего.
Наиболее частое применение чёрной краски - для приготовления серого колера (белила плюс капелька чёрного), который нужен для приглушения других замесов. Можно покупать серый и готовым, но обычно всё равно требуется светлоту серого регулировать, так что в свою заводскую серую вы всё равно начнёте добавлять то белила, то чёрный... и проще привыкнуть для получения серого в итоге пользоваться двумя красками (белила и чёрная), а не тремя (белила, серый, чёрный). После того, как серый однажды кончается, вы уже его не покупаете его и всё. Остаётся только сладкая парочка Ч и Б, которая часто встречается, чтобы сделать С.
Бывает нужен открытый чёрный в самых тёмных тенях... Чуть-чуть. Пара штрихов, как акценты. Чтобы углубить тени, отбить контраст.
Никогда не выкрашивайте одним чёрным целые куски холста в разных частях картины!!! Это сразу уплощает живопись, утяжеляет её и лишает естественности. Получается нарочито графический эффект в картине. Чёрная уместна в графике, это самый графичный цвет. Поэтому перебор с чёрным в картине может убить восприятие живописи.
Если нужно много чёрного (что вряд ли), убедитесь, что он "дышит", что он в разных частях композиции разный. Чёрно-синий, чёрно-коричневый, чёрно-зелёный и т. д. В живописи чёрному нужны валёры, а найти оттенки чёрного не каждому художнику под силу. Требуется пользоваться мастихином при приготовлении замесов, постоянно держать кисти в чистоте, для работы чёрными выделять по 5-7 отдельных кистей... Немного чёрной краски, попавшей на кисть - и всё, этой кистью уже чистые цвета не взять.
Короче, чёрная краска требует чистоты, строгости, осознанности в живописи.
Если у вас в обращении ОДНА кисть - чёрного, действительно, лучше избегать.
При работе с оттенками чёрного учитывайте, что на чёрную краску и замесы с ней в наибольшей степени оказывает влияние глянец. Т. е. любые малейшие прожухлости, все неоднородности блеска слоёв, все стыки между прописками, все непрокрасы или неравномерности в просыхании красок лучше всего заметны именно на тёмных участках живописи - и особенно на чёрном. Планировать живопись с чёрным цветом надо очень тщательно. И тщательно сушить слои.
Живопись с чёрным скорее всего пойдёт под покрывной лак, либо должна содержать лак в связующем, либо должна обрабатываться ретушным лаком. Первое плохо тем, что не всегда хочется покрывать живопись лаком. Живопись с чёрным _должна_ быть глянцевой, иначе чёрный не будет в итоге чёрным. А покрывной лак нельзя наносить раньше, чем через 6 месяцев. Второе плохо тем, что живопись с лаком в связующем при выполнении прописок и потом в процессе высыхания даёт отлип и собирает на себя всю возможную грязь. Больше лака - больше этот дефект. А третье... ретушный лак можно и нужно использовать для межслойной обработки при выполнении тёмной живописи. Главное, не торопиться в слоях: сушить, сушить, сушить живопись между сеансами.