Помогите с музыкой
Нильс Нильсен «Никудышный музыкант»
«Серебреные мембраны куплетных роботов услаждали слух танцующих, заключительными фразами очередной песенки. Толпа, одетая в пестрые пластиковые костюмы самых веселых тонов, медленно кружила по залу, Тысячи пар глаз отсутствующе смотрели в сизый от табачного воздуха воздух. Тысячи застывших лиц выражали бездумье высшей марки»…
И вот вниманию людей механизированного рая 2141 года Служба Полного довольства представила «комический» номер – выступление последнего в мире скрипача-виртуоза. Публике казался смешным этот образчик «тренибрений» ХХ века, ибо все произведения, так называемого подлинного искусства были давно сожжены в соответствии с законом, который устранил все, что может разбудить мысль и вырвать человека из его естественного счастливого, бездумного состояния.
Вольфганг Бюффон начал играть. В его струнах звучал рассвет, и утренняя роса, и шелест листвы древнего дуба; они пели про могучий морской простор и сумеречную тишину леса, про вечное беспокойство, снедающую душу человека, Мелодия плыла над публикой на крыльях тонкой красоты и прозрачной гармонии. Ожил гений замечательного композитора, но скрипка пела также об одинокой жизни музыканта, о долгой борьбе его рода за то, чтобы в медовом мире узаконенного бездумья сохранить хотя бы частичку великих творений. Скрипач пытался проникнуть в эти изнеженные души, поведать им о чем-то новом. Наверно, это последняя возможность, и ему стоило таких трудов пробиться к микрофону…
Мощные передатчики СПД разнесли призыв его скрипки в самые отдаленные уголки земного шара. Десять миллиардов человек – на Гавайских островах, в Чили, в Греции – везде слушали его, и странная тоска охватила их души, тоска по чему-то неведомому, забытому…
Конферансье обливался потом. Неужели промах? Вон как подозрительно на него поглядывают работники Службы ПД.… Еще немного, и публика начнет думать! Какой скандал! Ведь вот они, метровыми золотыми буквами на голубом заднике сцены лозунги СПД: « Веселье! Потеха! Беспечность!». Только мыслящие люди причиняют хлопоты властям, пустые и бездумные – никогда! А скрипка на эстраде продолжала петь. Над ней, под прицелом телевизионных камер, склонилось худое, озаренное внутренним светом лицо. И во всем мире замолкли восторг-автоматы и синтетические соловьи, из бесчисленных телевизоров и радиоклипсов звучала незнакомая трепетная мелодия… Казалось, над Розовым весельем 2141 года занялся ясный, росистый рассвет. Десять миллиардов смутно ощутили, какой мир погиб, когда утвердился механизированный рай, мир, в котором еще умели плакать и смеяться, любить и отчаиваться. Тогда еще рождались на свет гении и даровали людям невиданные краски, мелодии, мысли. Подумать только – каждый день тогда нес с собой перемены!
Какая же сила была заложена в тех днях, если и теперь, много столетий спустя, в век механизированного довольства их голос звучит со струн хрупкого инструмента в руках какого-то замухрышки, повелевая онемевшему человеческому сердцу: «Проснись! Смотри: весь мир, до самых далеких галактик, - твое достояние! Не позволяй удобства ради, услужливым машинам превращать тебя в безвольного раба! Твоя вера еще способна сокрушать горы, твои мысли – лететь быстрее света!»
Вот что говорила скрипка Вольфганга Бюффона, последнего музыканта, жертвам комфортабельной тирании машин в этот странный вечер 2141 года. И так проникновенно звучал зов минувшего, что грядущее всколыхнулось, и тысячи смутных слов родились в душе его обитателей – слов, которых никто не знал, не смел произнести, таких новых и смелых слов!.. Минуту люди слушали, молчали и думали».
ВОПРОСЫ:
1. Сочини продолжение рассказа.
2. Какие тревожившие Нильсена явления мы можем наблюдать в современной жизни?
3. Если бы вы были писателями, то какую музыку включили бы в рассказ о последнем музыканте. Почему?