Доклад на тему Педагогические способности (10 мин)
Педагогические способности
Наиболее общими умениями педагога являются умения:
• педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанные с умениями подвергать факты и явления теоретическому анализу;
• творчески использовать полученные знания в практической деятельности;
• владеть культурой устной и письменной речи;
• решать педагогические задачи различного уровня сложности.
Педагогические умения связаны с постановкой педагогических задач
и организацией деятельности, с применением приемов воздействия и взаимодействия, с использованием педагогического самоанализа, рефлексии. Уровень развития педагогических умений свидетельствует о профессиональной компетенции педагога. Выделяют несколько групп различных педагогических умений.
Конструктивные умения — это умения отбирать учебно-воспитательный материал и проектировать его в соответствии с целями воспитания, проектировать личность школьника, отбирать педагогические средства, обеспечивающие достижение запланированных результатов.
Коммуникативные умения служат установлению правильных взаимоотношений с учащимися, обеспечивают эффективность педагогического общения.
Гностические умения помогают использовать литературу, изучать передовой педагогический опыт, анализировать свой опыт.
Организаторские умения связаны с организацией воспитанников на различные виды деятельности, направлением активности детей в соответствии с целями обучения и воспитания.
Способность анализировать и оценивать свою работу, выявлять ошибки, осознавать успехи обеспечивают рефлексивные умения педагога.
Прикладные умения связаны с реализацией художественных, спортивных и иных способностей педагога, с требованиями профессиональной работы (пение, хореография и др.).
Наиболее полное описание педагогических умений приведено в работе А. К. Марковой. Она выделяет десять групп педагогических умений:
1) умения, связанные с формулированием и постановкой педагогических задач, их конкретизацией и предвидением результатов их решения;
2) умение работать с содержанием материала и его интерпретировать, осуществлять межпредметные связи, учитывать возможности и возможные затруднения учащихся;
3) владение психолого-педагогическими знаниями и их практическое применение;
4) знание приемов постановки и решения коммуникативных задач;
5) владение приемами достижения продуктивности общения (средствами общения, приемами риторики и т. д.);
6) реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной Я-концепции;
7) осознание перспективы своего профессионального роста;
8) умение охарактеризовать полученные учащимся знания, определять обучаемость, стимулировать стремление к самообразованию и самообучению;
9) умение оценивать воспитанность школьников;
10) умение интегрально оценивать свой труд, свой профессионализм [3].
Для решения творческих задач педагогу необходимо овладеть также
комплексом специфических для творческой деятельности мыслительных умений. Это умение видеть проблему и соотносить с ней фактический материал (проблемное видение); умение вскрыть взаимосвязь проблем, то есть видеть данную проблему как составную часть более общей; умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах, выдвинуть гипотезу и осуществить мысленное упреждение (антиципацию) действий; умение пользоваться аналогией и переносом, комбинировать новые сочетания известных элементов, искать альтернативу напрашивающемуся решению и др.