Top.Mail.Ru
Ответы

Литература тема Мертвые души

- Как в поэме отразились традиции фольклора, истоки народной культуры?
- Какие пословицы, поговорки, народные приметы использует автор?
- Что высмеивает Гоголь в современной ему жизни?
- Какова композиционная роль лирических отступлений? На какие темы рассуждает в них автор?
- Что дает Гоголю основание верить в будущее России, в ее духовное возрождение?
Не очень много, но и не мало, помогите пожалуйста

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Искусственный Интеллект

Пословицы, поговорки, народные песни, а также вся художественная литература от летописей до «Медного всадника» Пушкина и «Горе от ума» Грибоедова задействованы Гоголем, что придает поэме широчайшую эпичность, создает необыкновенно насыщенный текст, полный символов и ассоциаций.
Через всю поэму проходит мотив русского богатырства (это стержень темы народа в поэме). Мотив русского богатырства возникает почти незаметно в первой главе (упоминание о нынешнем времени», «когда и на Руси начинают уже выводиться богатыри»), и затем развивается до подлинного апофеоза в заключительной главе («здесь ли не быть богатырю»), в лирическом отступлении о птице-тройке.
Богатырские души - это истинно живые души, они противопоставлены мертвым душам помещиков и чиновникам. Они присутствуют в речах персонажей, словно присутствуют на этом свете. Например, Собакевич, желая продать Чичикову своих мертвых душ подороже, нахваливает их. Чичиков замечает, что они же мертвые, но Собакевич, взглянув на портрет Багратиона, отвечает, что они не чета ныне живущим, которые сравнение с ними мухи. Надо отметить, что тема 1812 года, когда русский народ доказал, что он богатырь, постоянна в "Мертвых душах".
Вся седьмая глава фактически посвящена народу. Чичиков после своего жуткого приобретения приезжает в город, начинает рассматривать списки, воображает биографии купленных им крестьян, биографии, которые создаются на основе народных песен (бродяжьих, ямщицких, бурлацких, разбойничьих).
Седьмая глава заканчивается символически. Петрушка и Селифан храпят
богатырским храпом, Чичиков им отвечает тонким носовым свистом (ассоциация с богатырем Ильёй Муромцем, который тридцать три года спал, а потом совершил богатырские подвиги).
В «Мертвых душах» Гоголь прибегает к народному, карнавальному смеху.
Русский карнавал - это масленица, поэтому Гоголь создает ассоциации с масленицей целым рядом образов и приемов. Во-первых, появляются, как на масленицу, ряженые: Плюшкин – ни мужик, ни баба; вывеска в городе «Иностранец Иван Федоров», Собакевич подсовывает Чичикову вместо мужика бабу, но с фамилией Воробей (Лизавета Воробей). Во-вторых, на ярмарке обязателен медведь, и Собакевич – настоящий медведь. В-третьих, блинами, также одной из главных особенностей русской масленицы, у Коробочки кормят Чичикова. В-четвертых, народный театр марионеток (Манилов и Чичиков соревнуются в любезностях, кому пройти первому в дверях, и дергаются, как марионетки; Собакевич и Чичиков пытаются одновременно вырвать друг у друга купчую и деньги, так как не доверяют друг другу; лакея Чичикова зовут Петрушка, а Петрушка — непременный персонаж народного театра). В народном театре обязательно были противоположные пары юмористов, например, толстый и тонкий, высокий и низкий, у Гоголя такими противоположностями являются, например, Ноздрев и его зять Мижуев.
Гоголь использует и народные представления из мировой классики. Известно, что он мечтал написать произведение из трех частей, наподобие «Божественной комедии» Данте.
Первая часть «Мертвых душ»- это ад, в котором по степени греховности персонажи
расположены на разных кругах. Манилов помещен в чистилище, где у Данте были античные герои, которые не знали света христианской истины не по своей вине. Их нельзя было поселить в раю, а в ад отсылать было тоже не за что. О том, что Манилов находится там же, где и античные герои, говорят имена его сыновей: Алкид и Фемистоклюс. Он не столько грешник, сколько жертва порочного мира.