


Ответьте на вопрос
Определить культуру человека можно по одному признаку: на что ему наплевать, что его трогает.
Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живет в маленьком кружке, другой – в круге побольше, третий – в еще большем. Величина нашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и – еще один и очень важный – что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударяют, а другой на это скажет: ну, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет: я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю; я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя: "чего не зрят равнодушные очи?" Когда больно от чужой боли, это и есть самый большой круг, круг культурного человека.
Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным человеком и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. Надо вырабатывать душу.
Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран – глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определенной ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него только две ноги: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.
(По Ю. Лотману*)
1.Напишите сочинение, выразив свою точку зрения по данной проблеме.
2. Не забудьте аргументировать свою мысль двумя и более аргументами.
3. Используйте цитаты, афоризмы, ссылки на прочитанные произведения, примеры из жизненного опыта.
культура человека определяется тем что ему важно и что его трогает например если кто-то страдает и ты чувствуешь боль это говорит о большом круге твоей души как говорил гоголь равнодушие это плохо и важно развивать свою совесть и интеллект вместе чтобы быть настоящим человеком
ок человек культурный когда чужая боль становится его болью важно вырабатывать душу для этого
культура человека определяется тем на что он реагирует и что ему важно например многие не замечают боль других и это узкое сознание как говорил толстой истинная культура начинается с сопереживания другим чтобы выработать душу нужно развивать эмпатию и понимать что боль других это тоже наша боль
Раскрывая данную проблему, Ю. Лотман описывает круги, в которых проходит жизнь каждого человека и которыми он ограничивает свои искренние переживания. Автор пишет: «Когда больно от чужой боли, это и есть самый большой круг, круг культурного человека». Такие люди не могут оставаться равнодушными к обиде, нанесенной даже незнакомым людям. Не могут не откликнуться на переживания, которые испытывает кто-либо. Размышления автора подводят нас к мысли, что уровень культуры человека можно определить по тому, как он откликается на чужую боль.
Чтобы более точно передать свою мысль, автор противопоставляет «самый большой круг, круг культурного человека» другим, небольшим кругам. В них проходит жизнь тех людей, которых не трогают чужие несчастья. Например, как пишет Ю. Лотман, есть люди, которые скажут: «я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека…» Такая жизненная позиция не является редкостью, и вряд ли мы смеем ее осуждать. Но она отлична от мировоззрения человека, которого мы можем назвать культурным. Сравнение людей по «неким изолированным кругам», в которых они живут, помогает нам понять, как отличить культурного человека.
Автор считает, что культурного человека определяет то, «на что ему наплевать, что его трогает». Ю. Лотман убежден, что культурный человек – это тот, кто искренне сопереживает даже незнакомым людям, страдает вместе с ними. Я согласен с автором. Действительно, открытость души, способность чувствовать чужую боль и невозможность мириться с несправедливостью – все это может быть присуще только человеку, который воспитал в себе высокую культуру.
В поисках примера я обратился к литературе. В рассказе Чехова «Чудесный доктор» читатель знакомится с профессором Пироговым, которого я могу смело назвать культурным. Поводом для этого являются не столько его знания в медицине и хорошие манеры, сколько его участие и искреннее сочувствие, которые были направлены на бедную семью Мерцаловых. Профессор Пирогов помогает умирающей девочке и дает денег отцу на первое время. Этим он не только спасает им жизнь, но и дарит веру в хороших людей.
Казалось бы, культуру человека или ее отсутствие видно сразу. Но это мнение основано на том, что мы легко награждаем званием «культурный человек» любого обладателя хорошего воспитания и манер. Но понятие это гораздо глубже: культура человека определяется тем, как он переносит чужую боль.