A.К. Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет…»
1. Прочитайте стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет…». Охарактеризуйте настроение этого стихотворения.
Какие чувства и ассоциации оно у вас вызывает?
2. Можно ли это стихотворение считать произведением пей-
зажной лирики? Обоснуйте свой ответ.
3. На какие две композиционно-смысловые части делится это стихотворение? Что их объединяет? Чем они отличаются?
Сформулируйте основную мысль первой и второй частей.
4. Что является лирическим сюжетом стихотворения? Проследите движение сюжета в первой и во второй частях. Что можно считать кульминацией лирического сюжета в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ.
5. Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Осень». Можно ли считать, что эти два стихотворения идейно и тематически близки? Обоснуйте свой ответ.
6. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. Как он связан с миром природы, в чем выражается эта связь?
7. Найдите образы, с помощью которых создается настроение стихотворения. Какие художественные приемы и изобрази- тельно-выразительные средства способствуют этому?
8. Найдите образы, с помощью которых поэт рисует картины природы. Какими изобразительно-выразительными средствами созданы эти образы?
9. Охарактеризуйте интонацию этого стихотворения. Какой эффект достигается с помощью ритмической и интонационной организации стихотворения?
10. К какому литературному направлению вы отнесли бы это стихотворение - к романтизму или к реализму? Обоснуйте свой ответ.
11. Обобщите свои выводы и наблюдения в виде письменного
сообщения.
Стихотворение написано в 1858 г., относится к тому периоду творчества Толстого, когда он уже был хорошо известен как писатель и драматург.
Тема – влияние природы на внутреннее состояние человека.
Композиция – монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ об изменениях настроения под влиянием природы; описание осенней прогулки.
Жанр – пейзажная лирика,элегия, позволяют поэту, описать скромное очарование родных мест.
Основной образ произведения – природа и её сезонные метаморфозы.
В его рамках поэт рассуждает о природе литературного творчества, истоках и предпосылках поэтического вдохновения. Автор отмечает, что строгая осень является для него более плодотворной порой года, чем роскошное, яркое, полное жизни лето, расслабляющее ум..
Тема:Поэт оригинально интерпретирует традиционную для литературы тему взаимосвязи природы и человека.
Стихотворный размер – шестистопный ямб. В тексте представлены все три вида рифмовки.
Раскрыть идею стихотворения помогает рифма: в 1-ой строфе – перекрёстная, а во 2-ой – опоясывающая сменяется парной и заканчивается снова перекрёстной.
Кажется, что поэт специально выделяет парной рифмой две строки, на которые стремится обратить наше внимание:"И виснут надо мной полунагие сучья, А мысли между тем слагаются в созвучья". Природа вдохновляет поэта, и этот процесс уже не остановить: "Свободные слова теснятся в мерный строй".
В стихотворении два центральных образа – лирический герой и природа.
Начинается стихотворение пейзажной зарисовкой и лишь после этого читатель знакомится с лирическим героем, понимая, что именно его глазами видит прекрасную картинку.
Пейзаж в стихотворении, контрастный. Сначала природа залита яркими красками, трепещет и сияет, пронизана солнечными лучами. Далее - тихий осенний день, окутанный серым воздухом.
Лесная атмосфера погружает лирического героя в раздумья, дарит его душе сладостное ощущение легкости. В его голове сами по себе слагаются созвучья. Заканчивается стихотворение описанием мягкого шума мокрых листьев под ногами.
Контрастные пейзажные зарисовки и внутреннее состояния лирического героя воспроизводятся посредством тропов. В тексте преобладают эпитеты: "цвета ярки и горячи", "скромный, тихий день","воздух сер", " тесен кругозор", "смиренная погода", "трезвый ум", "дикий косогор", "лист благоуханный","полунагие сучья,""покрасневший клён","мягко... шумит".
Также важную роль играют метафоры: "душа бездейственно в пространстве утопает", "сжатая мечта зовёт толпы видений","на меня свои стряхают слёзы" (о деревьях). Сравнение в тексте всего одно –"мечта зовёт толпы видений, как зажигательным рождая их стеклом".
Олицетворение:"природа вся трепещет и сияет".
Инверсия – "расходятся лучи","тесен кругозор" (то есть обзор узок из-за сырого воздуха, рождающего туман), "не развлекаюсь я","на жизнь мою","виснут сучья",
"лист благоуханный"-, формирующую рифму;
Многосоюзие – "и сладостно, и странно" – отмечает полярные состояния души лирического героя.
Ряды однородных членов предложения – кучу скирд, забор, пруд, мельницу, косогор, берег ручейка, клен, дуб, березы – подробно описывают сельские картины.
Слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – "ручеек"отражает трогательное отношение автора к природе.
Лексика высокого стиля – нега,полунагие-, придаюь торжественность.
В стихах первой строфы тропов гораздо больше, чем во второй.
Настроение стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет...» отражает радость и восхищение природой. Оно вызывает у меня чувство умиротворения, спокойствия и гармонии с окружающим миром.
Да, это стихотворение можно считать произведением пейзажной лирики, так как оно описывает природу и ее красоту.
Стихотворение можно разделить на две части: первая часть - это описание природы в ее красоте и благородстве, вторая часть - это отражение связи лирического героя с природой и его состояние радости и благодарности перед ней. Они объединяются общей темой природы, но отличаются по своему содержанию: первая часть описывает природу, вторая - переживания лирического героя перед ней.
Лирический сюжет стихотворения связан с чувством благодарности лирического героя перед природой. Первая часть описывает красоту природы, а вторая - эмоции и состояние лирического героя, вызванные этой красотой. Кульминацией лирического сюжета является момент, когда лирический герой осознает свою связь с природой и выражает ей свою благодарность.
Да, можно считать, что эти два стихотворения идейно и тематически близки, так как оба они описывают красоту природы и ее влияние на человека.
Лирический герой стихотворения описывается как человек, который чувствует себя един с природой и выражает ей свою благодарность. Он связан с миром природы через ее красоту, которая вызывает в нем положительные эмоции.
Образы, которые помогают создать настроение стихотворения, - это образы природы, такие как «златая нива», «синие дали», «белый дом», «лес золотистый». Художественные приемы, такие как метафоры, олицетворения, эпитеты и ритм, также способствуют созданию этого настроения.
Образы природы рисуются поэтом с помощью ярких, образных слов и фраз, таких как «лес золотистый», «златая нива», «синие дали», «белый дом». Использование этих изобразительно-выразительных средств помогает создать живописную картину природы и передать красоту и гармонию этого мира.
Интонация стихотворения является умиротворенной и праздничной. Ритм и интонационная организация стихотворения создают эффект плавности и спокойствия, что помогает передать основное настроение произведения.
Это стихотворение можно отнести к романтизму, поскольку оно выражает глубокую связь человека с природой и передает эмоциональное восприятие ее красоты. В то же время, оно имеет реалистические черты, поскольку поэт передает реалистические детали природы.
Стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет…» А.К.Толстого выражает глубокую связь человека с природой. В нем отображаются красота и гармония мира природы, а также эмоциональное восприятие этого мира.
Обобщение:
В стихотворении А.К. Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет…» создается образ прекрасной природы, которая вызывает у лирического героя глубокие эмоции и чувства. Стихотворение можно отнести к пейзажной лирике, поскольку основное внимание уделяется описанию природы.
Композиционно стихотворение делится на две части, которые отличаются друг от друга настроением и характером описания. В первой части поэт описывает осеннюю природу с использованием образов грусти и уныния. Во второй части настроение становится более светлым и радостным, поскольку поэт описывает весеннюю природу. Обе части объединяет одна мысль о том, что природа является прекрасным и удивительным явлением, которое способно вызывать у человека самые глубокие эмоции.
Лирический сюжет стихотворения начинается с описания осенней природы, которая вызывает у лирического героя грусть и уныние. Постепенно настроение стихотворения меняется, и во второй части поэт описывает весеннюю природу, которая вызывает у лирического героя радость и восторг. Кульминацией лирического сюжета является восторженное описание весенней природы.