Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Предмет: Литература. Практическая работа 4 «СКВОЗНЫЕ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ»

a5tolfo Ученик (126), закрыт 1 год назад
Сквозные темы русской литературы:
1) Тема Родины, народа
2) Петербург
3) Тема маленького человека
4) Тема дороги

В каких произведениях Гоголя эти темы встречаются:
С помощью каких образов раскрываются:
В чем особенности раскрытия тем:
Дополнен 1 год назад
Дополнен 1 год назад
Помогите пожалуйста
Лучший ответ
Лариса Зубова Знаток (377) 1 год назад
Тема Родины, народа встречается в произведениях «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Образы казаков, украинцев, русского народа являются ключевыми в раскрытии этой темы. Особенностью раскрытия темы является высокая степень реализма и автентичности, основанной на личном опыте автора и его общении с людьми из народной среды.
Петербург является основой сюжета произведий «Шинель», «Нос», «Портрет». Образ провинциала, попавшего в большой город и столкнувшийся с его сложностями и преступлениями, помогает раскрыть тему Петербурга и его «души». Особенностью раскрытия темы является обращение Гоголя к фантастическим элементам и сюрреализму.
Тема маленького человека присутствует в произведениях «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель». Образы невзрачных служащих, бедных деревенских жителей, купцов-лоскутников помогают раскрыть тему низостоя и унижения маленького человека в российском обществе. Особенностью раскрытия темы является сатирический и критический подход автора.
Тема дороги присутствует в произведениях «Ночь перед Рождеством», «Рим», «Невский проспект». Образ путешественников, их приключения и открытия помогают раскрыть тему движения и развития. Особенностью раскрытия темы является путешественнический характер произведений и использование символических образов (например, реки Невы в «Невском проспекте»).
Остальные ответы
Татьяна Лоськова Ученик (241) 1 год назад
Тема патриотизма – самая древняя в русской литературе. Еще в «Слове о полку Игореве» речь идет о русской земле, о ее бедах и невзгодах. И не случайно для каждого русского писателя судьба родины и ее народа была важнейшей темой раздумий.
Основная тема поэмы “Мертвые души” — тема настоящего и будущего России. Беспощадно ругая порядок, который существовал в стране, Гоголь был уверен в том, что Россия будет процветающей страной, что настанут времена, когда Россия станет идеалом для других стран. Эта убежденность возникала из ощущения огромной творческой энергии, которая таилась в недрах народа. Образ родины в поэме выступает в качестве олицетворения всего великого, на что способен русский народ. Возвышающийся над всеми картинами и образами, нарисованными в поэме, образ России овеян горячей любовью автора, посвятившего свой творческий труд родной стране.
Крестьяне в поэме показаны в двух обличьях. Это дворовые люди или крестьяне, проданные Чичикову как «мертвые души». Крепостничество губит крестьян, обрекает их на нищету и невежество. Но в то же время писатель отмечает и могучую силу народа, его ум и наблюдательность, верит в его жизнеспособность и прекрасное будущее.
В конце первого тома «Мертвых душ» Гоголь еще раз с восхищением упоминает о русском народе в лирическом отступлении:
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери всё!" -- его ли душе не любить ее?»
«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем- гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик».
Гоголь утверждает, что «птица-тройка», летящая по необозримым просторам русской земли, могла родиться только у «бойкого народа». Образ русской тройки приобретает в поэме символическое значение. Он неразрывно связан для писателя с образами «ярославского расторопного мужика», ямщика, примостившегося «черт знает на чем» и лихо, под веселую русскую песню управляющего бешеной тройкой… В завершающем романтическом образе Руси – «птицы-тройки» – выражены и любовь Гоголя к России, и вера в ее великое будущее.
Петербург
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях» автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
В повести «Невский проспект» (Невский проспект — своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):
«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
В повестях «Нос», «Шинель» и «Записки сумасшедшего» большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема «маленького человека».
Определенные параллели к этому можно найти и в «петербургской» вставной новелле из «Мертвых душ» — «Повести о капитане Копейкине».
Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.
Похожие вопросы