Top.Mail.Ru
Ответы

Литература "Гранатовый браслет"

Что новое внёс Куприн в развитие "маленького человека". Почему образ Желткова не может быть однозначно отнесён к типу "маленького человека". ПОДРОБНО

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Просветленный

Любовь к Вере является большим серьезным чувством для Желткова, она поглотила его всего. Он не представляет жизнь без Веры, над этой любовью не властны никакие препятствия, никакие внешние силы, она все преодолеет. По мнению Желткова, от любви к Вере есть только одно средство – смерть, но и мертвый он имеет над княгиней какую-то власть. В его письме, которое она получила, когда его уже не было на свете, были бесконечное обожание, радость, благоговение. Желтков благодарен судьбе за то, что она подарила ему встречу с Верой, которая стала единственным утешением, смыслом его жизни. Словами из молитвы «Да святится имя твое» он прощается с ней.


В день именин княгиня получила от «влюбленного телеграфиста» гранатовый браслет. Электрический свет отразился в гранатах живым огнем, который напомнил Вере капли крови. Эти художественные детали готовят читателя к трагической развязке.

Вера рассказала о подарке мужу и брату, они решили прекратить эту историю. Автор писем был найден в короткие сроки, им оказался чиновник Г.С. Желтков. Внешне он был ничем не примечательным человеком: светлокожий, светловолосый, высокий, лет 30. Автор отмечает упрямый детский подбородок, который указывал на одну из главных черт его характера. Его любовь к Вере чем-то сходна с детским наивным чувством, и по-детски искренна. Внешность Желткова указывает на его романтический характер и тонкую, чувствительную натуру.

По мнению генерала Аносова, на любовь не влияют ни комфорт, ни расчеты, ни компромиссы. Генерал считает, что это трагедия, «величайшая тайна в мире», и, возможно, Веру посетила настоящая любовь. Маленький чиновник Желтков обладал великой душой, которую возвышает любовь женщине. Даже неромантический князь Шеин почувствовал, что у него на глазах происходит громадная трагедия. Он проникается уважением и состраданием к Желткову.

Княгиня Вера поехала проститься с чиновником, она никогда с ним не встречалась раньше. Лицо покойника обладало важностью, оно напомнило ей посмертные маски Пушкина и Наполеона. Улыбка на губах словно говорила о том, что он узнал какую-то важную для него тайну, к которой шел всю жизнь. Возможно, он понял, что случилось то, о чём он мечтал при жизни. Он завладел мыслями и сердцем своей возлюбленной, заставил ее слушать Бетховена и плакать, эти несколько минут они были единым целым. Героиня проникается нежностью к «великому страдальцу».

Куприн изобразил великое чувство, для которого не имеет значения ни социальное положение, ни материальное благополучие, даже смерть оказалась не властна над этой любовью. Бедный чиновник оказался благороднее знатных людей. Автор возводит его на недосягаемую высоту, это уже не «маленький», а великий человек, любовь возвысила его над всем миром.

Аватар пользователя
Высший разум

Тема "маленького" человека является сквозной в русской литературе. У Пушкина маленький человек (например, Самсон Вырин) - несчастный, страдающий и достойный человек. У Достоевского - опустившийся и вызывающий жалость, униженный и оскорблённый (Мармеладов). У Толстого - такой человек, на котором держится всё в мире, честно выполняющий свой долг (Тушин). У Чехова - задавленный средой, раболепствующий, трусливый (Червяков). А вот у Куприна Желтков - это маленький человек, но он настоящий рыцарь, благородный, честный, самоотверженный. Куприн показал, что маленький человек может подняться до уровня великого человека в своих чувствах.