


ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА С ЛИТЕРАТУРОЙ
Написать анализ стихотворения А.С. Пушкина "Пророк" w
План анализа стихотворения:
1. Автор, название стихотворения (если есть).
2. История создания стихотворения, место в творчестве поэта.
3. Общее впечатление.
4. Тема ( о чём стихотворение, как я его понял(а), на что обратил(а) внимание).
5. Жанровые особенности (ода, поэма, баллада, эпиграмма, эпитафия, элегия, сонет
и т.д.).
6. Композиция
- общая структура;
- деление на части - объяснить;
- наличие повторяющихся частей, фрагментов, зачем они?
7. Сюжет (если есть) - развитие мысли.
8. Настроение, как оно создаётся.
9. Герой (герои), лирический герой.
10. Идея (главная мысль) стихотворения; ключевые слова.
11. Язык, его особенности.
12. Красота, эмоциональность, глубина (какие поэтические приёмы используются для воздействия на читателя):
- лексические средства выразительности (тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и т.д.);
- синтаксические средства выразительности (фигуры речи: анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие,
повторы и т.д.); - фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание и тд.);
(обязательно привести примеры)
13. Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) Доказать на примере 14. Рифма. Доказать на примере
14.Рифма. Доказать на примере
1. А.С. Пушкин "Пророк"
2. Написано в 1826 г., в имении Михайловское после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.
3. Пушкин глубоко переживал расправу над декабристами, со многими из которых дружил, и переосмысливал свое место в обществе. Поскольку монолог представлен от первого лица, читатель невольно ассоциирует лирического героя с автором произведения.
4.Тема стихотворения – роль и предназначение поэта.
5.Жанр – ода. (На принадлежность к оде указывает и множество старославянизмов). Духовная ода «Пророк»
6. Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой: автор использует все виды рифмовки. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь – обращение шестикрылого серафима.
7. В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, т.к.в нём воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. «Шестикрылый серафим» оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка. Начал он с глаз. Через лёгкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что скрыто от простых глаз. После прикосновения Божественного посланца к ушам, рождающийся пророк услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменён на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.
После перевоплощения герой был в изнеможении: как труп, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: «Глаголом жги сердца людей».
Таким образом, А.С.Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть всё, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать всё сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых» слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.
9, 10. «Пророк» изображается автором как личность, которую избрали для борьбы с пороками человечества. Герою Пушкина открывается истина, заключённая в служении людям. Находясь один в «пустыне мрачной», герой Пушкина стремится в мир. Пушкин считает, что за подаренный дар провидица его герой должен послужить людям, неся в им свет и добро, а своей жизнью стоит пожертвовать ради других.
11, 12. Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них чётко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты – «шестикрылый серафим», «горний ангелов полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый», сравнения – «персты легкие, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.
13. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
14.Автор использовал мужские и женские рифмы.