


Культура речи 1 курс 4 часть
Помогите пожалуйста, ай донт понимать.
1. Прочитайте тексты. Как вы считаете, какой диалог эффективнее? Обоснуйте свое мнение. Как бы вы поступили?
I. АНТОН И ПРЯНИК
За обеденным столом Антон и бабушка. Антон задумчиво гры¬зёт пряник.
Бабушка (ласково, заботливо). Антоша, оставь пряник, он чёр¬ствый. На, съешь лучше апельсин. Смотри, какой красивый! Я тебе очищу...
Антон (вяло). Не хочу апельсин.
Бабушка (убежденно). Антон, апельсины надо есть! В них вита¬мин «цэ».
Антон (убежденно). Не хочу витамин «цэ».
Бабушка. Но почему же, Антон? Ведь это полезно.
Антон (проникновенно). А я не хочу полезно.
Бабушка (категорически). Надо слушаться!
Антон (с печальной усмешкой). А я не буду.
Бабушка (возмущенно обращаясь в пространство). Вот и говори с ним. Избаловали детей. Антон, как тебе не стыдно?!
Антон (примирительно). А ну тебя.
II. КАК АПЕЛЬСИН ПЕРЕХИТРИЛ ПРЯНИКА
Бабушка. Антон, послушай-ка, помоги досказать сказку. Однаж¬ды Апельсин (достает апельсин) пришёл в гости к Прянику и вдруг видит, что Пряник уходит в Рот. – Эй, Пряник, – закричал Апель¬син. – Постой, куда же ты? Погоди, минуточку! Давай поговорим.
Антон-Пряник. Давай.
Бабушка-Апельсин. Слушай, Пряник, я ведь твой старый друг. Мне скучно без тебя. Если ты уйдешь в эту пещеру, я останусь один. Так с друзьями не поступают.
Антон-Пряник. Я не знал, что ты придёшь. Я могу и не уходить. Только вот меня немножко откусили уже.
Бабушка-Апельсин. Это неважно. Давай пойдём вместе. Чур я первый!
Антон-Пряник. Хитрый, какой. Я первый начал...
Бабушка-Апельсин. А я первый сказал, а кто первый сказал, тот и пенку слизал. Понял?
Антон-Пряник. Понял... А давай по очереди?
Бабушка-Апельсин. Ну ладно, договорились. Ты уже откушен? Значит, теперь очередь моя. (По В. Леви)
На мой взгляд, второй диалог более эффективен.
Во-первых, во втором диалоге бабушка использует более общительный и дружелюбный тон. Она начинает сказку, чтобы привлечь внимание Антона и создать атмосферу доверия и сотрудничества.
Во-вторых, она не настаивает на том, что ей нужно сделать, а вместо этого предлагает свою точку зрения и просит о помощи. Она говорит, что ей скучно без Антона, и что так с друзьями не поступают. Это обращение вызывает у Антона чувство симпатии и понимания.
В-третьих, бабушка соглашается на предложение Антона и предлагает делать все по очереди. Она не пытается доминировать, а старается найти компромиссное решение, которое устроит обе стороны.
Если бы я был на месте Антона, я бы выбрал второй диалог. Он более эффективен, потому что создает позитивную атмосферу, способствует взаимопониманию и сотрудничеству, а также учит детей взаимоуважению и поиску компромиссов.