Образ Собакевича в поэме Гоголя «Мертвые души» — это воплощение грубой, необразованной, но в то же время практичной и деловой силы помещичьей России. Он представлен как физически мощный человек, похожий на медведя ("...весьма похожим на средней величины медведя"). Его манеры грубы, он часто наступает на ноги, говорит отрывисто и прямолинейно. Однако, за этой грубостью скрывается хватка и расчетливость. Собакевич знает себе цену и умеет торговаться, добиваясь выгодных условий. Он не склонен к пустым разговорам и сантиментам, ценит практическую пользу и прочность.
Картины в доме Собакевича: На стенах его гостиной висят гравюры, изображающие греческих полководцев — Маврокордато, Миаули, Канами — с «толстыми ляжками и неслыханными усами». Среди них — портрет Багратиона, выделяющийся своей худобой на фоне других героев. Также присутствует героиня Бобелина с непропорционально большой ногой. На одной из картин изображены цветы, фрукты, кабанья морда и утка. Выбор картин отражает грубоватый, несколько необразованный, но одновременно и достаточно сильный вкус Собакевича. Все изображенные на них люди, как и сам Собакевич, обладают внушительной физической силой и неказистым, но внушительным обликом. Наличие дрозда в клетке подчеркивает схожесть птицы с хозяином дома.
Самый "опасный" и самый "живой" помещик:
- Самый "опасный" помещик: Скорее всего, это Ноздрев. Он импульсивен, непредсказуем, склонен к обману и пьянству, легко ввязывается в ссоры и драки. Его поведение опасно для Чичикова, так как Ноздрев способен разрушить тщательно спланированные сделки и навредить репутации Чичикова. Он непредсказуем и может пойти на самые неожиданные поступки.
- Самый "живой" помещик: Под "живым" можно понимать человека, полного энергии, темперамента и ярких черт характера, несмотря на его недостатки. В этом смысле наиболее "живым" является Собакевич. Несмотря на грубость и прямолинейность, он является решительным и деятельным человеком, он характерен, запоминающийся, и оставляет свой след, в отличие от мечтательного Манилова или скопидомского Плюшкина. Его присутствие ощущается более живо, чем у остальных помещиков. Хотя он и груб, но он "реальный", "земной", в отличие от остальных, более абстрактных типов.