Стихотворение Василия Жуковского "Невыразимое" – это философское размышление о пределах возможностей искусства, о несоизмеримости языка и полноты человеческих чувств, вызванных красотой природы и воспоминаниями. Центральная тема – неспособность слова передать всю глубину переживаний, постичь и выразить "невыразимое".
Ключевые идеи и художественные средства:
- Противопоставление природы и искусства: Природа представлена как источник абсолютной красоты и гармонии ("разновидное с единством согласила"), а язык и искусство – как ограниченные инструменты, неспособные полностью уловить и передать эту красоту ("Едва-едва одну ее черту / С усилием поймать удастся вдохновенью").
- Мотив невыразимого: Жуковский постоянно подчеркивает разрыв между переживаемым и выражаемым. Риторические вопросы ("Но льзя ли в мертвое живое передать?", "Невыразимое подвластно ль выраженью?") усиливают ощущение тщетности попыток выразить полноту чувств.
- Роль сердца и души: Истинное понимание красоты, по Жуковскому, доступно не разуму, а сердцу и душе ("Святые таинства, лишь сердце знает вас"). Чувства, вызванные красотой природы, глубоко личные и интимные, и их невозможно адекватно выразить словами.
- Образ "вечернего земли преображенья": Вечерний пейзаж становится символом таинственности и красоты природы, вызывающей глубокий эмоциональный отклик. В этот момент душа "смятенная полна / Пророчеством великого виденья".
- Мотив воспоминаний: Красота природы пробуждает в душе воспоминания о прошлом, о "милом радостном и скорбном старины". Это прошлое неразрывно связано с ощущением утраченной молодости и надежд ("Святая молодость, где жило упованье").
- Образ "дуновенья / От луга родины": Этот образ символизирует ностальгию, тоску по утраченному раю детства. В нем заключена идея о связи человека с родной землей, с истоками своего бытия.
- Мотив божественного присутствия: Жуковский видит в красоте природы отражение божественного начала ("Сие присутствие создателя в созданье"). Это ощущение святости усиливает чувство невыразимого.
- Антитеза: Стихотворение построено на противопоставлении "видимого" и "невидимого", описываемого и неописуемого, выразимого и невыразимого.
- Звукопись: Жуковский использует богатую звукопись (аллитерации, ассонансы), чтобы передать эмоциональную насыщенность стихотворения. Например, повторение звука "с" в строках "Сей внемлемый одной душою / Обворожающего глас" создает ощущение таинственности и шепота.
- Градация: Нарастание эмоционального напряжения достигается с помощью градации ("Сие столь смутное, волнующее нас… Сей внемлемый одной душою… Сей миновавшего привет…").
- Многоточие: Многоточие в конце стихотворения символизирует незавершенность мысли, невозможность полностью выразить глубину переживаний
Денис СкурлатовМыслитель (9661)
1 месяц назад
В заключительных строках стихотворения Жуковский приходит к выводу, что подлинное понимание красоты возможно только через молчание: "Горе́ душа летит, / Все необъятное в единый вздох теснится, / И лишь молчание понятно говорит." Молчание становится высшей формой выражения, превосходящей возможности языка.