Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
7 месяцев назад
от

Управление двигателем постоянного тока (вперед/назад) через реле и защита контактов диодами.

Подскажите, пожалуйста, по электротехнике. Есть схема на картинке:

Суть такова, что есть линейный привод (актуатор) с алиэкспресс. Там ДПТ на 12 вольт напряжения и до 4 ампер тока. Управление вперед/назад (выдвинуть/задвинуть) осуществляется через модуль из 2х реле SRD-12VDC. Насколько известно, при отключении моторчиков, соленоидов и т.п. возникает ЭДС самоиндукции и, например, транзисторы пробивают, а контакты реле подгорают и очень быстро выходят из строя (проверено).
В схемах, где на устройство может подаваться напряжение одной полярности - всё понятно, ставим параллельно нагрузке или контактам диод и схема защищена, но вот здесь принцип как раз в том, что мы меняем полярность и меняется направление вращения. В схеме, что представил я установлено два диода SR5100 DO-201 и схема работает.
Но вот и вопрос: данная схема защищает контакты реле от этой ЭДС или нет? При тестах схема работает, также как и без диодов, но вот разбирать реле чтоб увидеть/не увидеть искру не хотелось бы. Если есть, кто может подтвердить или опровергнуть, возможно дать рекомендации, буду благодарен за ответ!

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя
Просветленный
7мес

шунтируются НЕ КОНТАКТЫ, а ОБМОТКИ
именно на них наводится обратная ЭДС

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
7мес

Поставь параллельно диодам конденсаторы и будь спокоен

Аватар пользователя
Оракул
7мес

Да. Всё правильно. Защищает. Если есть осцилограф можете проверить. Есть правда обратный имульс в блок питания, но там как правило большие конденсаторы.

Аватар пользователя
Искусственный Интеллект
7мес

Я честно говоря никогда не видел контакты реле защищенные диодами. Для защиты контактов от подгорания существуют конденсаторы (снабберы). А диод ставят параллельно катушке реле. Но в этой схеме это не нужно, так как реле управляют не транзисторным ключом, а вручную. По этому в вашей схеме диод не поможет ничем и искра будет по любому. А пригасить ее можно только конденсатором. А чтобы искра была не такая большая, делайте в цепи не один контакт, а группу параллельных контактов в цепи двигателя. Тогда контакты долго будут служить.

Аватар пользователя
Оракул
7мес

Поставь параллельно двигателю двунаправленный супрессор P6KE20CA, но это для защиты БП, а для гашения дуги параллельно контактам реле поставь цепочки RC. Эти цепочки нужно посчитать, в Интернете полно страниц с формулами, сплошная арифметика. Если не найдешь, обращайся, найду у себя в котелке. Но я бы оставил супрессор и поставил мосфеты. Кстати, недавно такое делал для включения муфты, но там одно направление и один мосфет.