Помогите пожайлуста нужно
.Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.(Пушкин)
2. Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.(Пушкин)
3. Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.(Пушкин)
4. Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.(Пушкин)
5. Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.(Пушкин)
по пунктам нужно разобрать как разбирать по русскому языку:
Порядок разбора:
1. Вид предложений по цели высказывания.
2. Найти грамматические основы каждого ПП.
3. Указать вид союза и определить значение ССП.
4. объяснить расстановку знаков препинания.
5. Разобрать все простые предложения по 7 пунктам.
6. Схема
Разберем каждое предложение по пунктам:
1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа, вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Вид предложения по цели высказывания: Повествовательное.
Грамматические основы: Я воздвиг; тропа не зарастёт; он вознёсся.
Вид союза и значение ССП: Предложение сложносочинённое (ССП) бессоюзное. Части связаны по смыслу, обозначая последовательность событий или состояний.
Расстановка знаков препинания: Запятые отделяют части бессоюзного сложного предложения, между которыми существует смысловая связь перечисления.
Разбор простых предложений (по 7 пунктам — пример для первого простого предложения, остальные аналогично):
1. Основа: Я воздвиг.
2. Подлежащее: Я (личное местоимение, И.п.)
3. Сказуемое: воздвиг (глагол, прош. вр., ед.ч., м.р.)
4. Дополнение: памятник (существительное, В.п.), себе (местоимение, Д.п.)
5. Определение: нерукотворный (прилагательное, краткое)
6. Обстоятельства: нет
7. Члены предложения: Главные — подлежащее и сказуемое; второстепенные — дополнения и определение.
Схема: [ ], [ ], [ ].
2. Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты.
Вид предложения по цели высказывания: Повествовательное.
Грамматические основы: Я помню; ты явилась.
Вид союза и значение ССП: Сложносочинённое бессоюзное. Вторая часть поясняет, уточняет первую.
Расстановка знаков препинания: Двоеточие перед второй частью объясняет, раскрывает содержание первого предложения. Запятые отделяют сравнительные обороты.
Разбор простых предложений: (Аналогично пункту 5 из первого разбора)
Схема: [ ]: [ , как…, как…].
3. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, печально проливая свет на печальные поляны.
Вид предложения по цели высказывания: Повествовательное.
Грамматические основы: луна пробирается; она льёт.
Вид союза и значение ССП: бессоюзное ССП, части связаны последовательностью действий.
Расстановка знаков препинания: Запятая разделяет части бессоюзного сложного предложения.
Разбор простых предложений: (Аналогично пункту 5 из первого разбора)
Схема: [ ], [ ].
4. Стрелка часов мерно движется по кругу, и, удаляя докучливых, полночь не разлучит нас.
Вид предложения по цели высказывания: Повествовательное.
Грамматические основы: стрелка совершит; полночь не разлучит.
Вид союза и значение ССП: ССП с сочинительным союзом «и» обозначает одновременность или последовательность действий.
Расстановка знаков препинания: Запятая разделяет части ССП. Запятая перед «и» необходима, так как после неё следует причастный оборот.
Разбор простых предложений: (Аналогично пункту 5 из первого разбора)
Схема: [ ], и [ ].
5. Ты недавно окружала небо, и молния грозно обвивала тебя; ты издавала таинственный гром и поила алчную землю дождём.
Вид предложения по цели высказывания: Повествовательное.
Грамматические основы: ты облегала; молния обвивала; ты издавала; ты поила.
Вид союза и значение ССП: ССП с сочинительным союзом «и» обозначает последовательность действий.
Расстановка знаков препинания: Запятые разделяют части ССП. Точка с запятой перед «и ты издавала» усиливает смысловую паузу.
Разбор простых предложений: (Аналогично пункту 5 из первого разбора)
Схема: [ ], и [; и ].
Важно: в пункте 5 разбора простых предложений необходимо подробно разобрать все части сложного предложения, указав все члены предложения в каждой части. В схеме нужно обозначить союзы и знаки препинания.
Учитесь сами =)