Чем профессиональная видеокарта отличается от игровой и почему на ней нельзя играть простыми словами
Профессиональные карты бывают разных серий, у Nvidia есть Quadro и Tesla, у AMD есть Radeon Pro.
На некоторых из них вполне можно играть, поскольку они по своей сути являются копиями обычных видеокарт с увеличенным объемом видеопамяти. Они поддерживают все необходимые наборы инструкций для запуска игр.
Например, Nvidia Tesla L40 является копией Nvidia RTX 4090 на основе чуть более удачной вариации AD102 с увеличенным вдвое объемом VRAM.
А вот на Nvidia Hopper H100 поиграть не получится. Она даже не умеет работать с DirectX, необходимым для отрисовки компьютерной графики.


Как минимум нет драйверов с игровой оптимизацией
Можно играть, но возможны проблемы из за того что драйвера(либо даже VBIOS) не оптимизированы под игры. Так же из за этого производительность будет совершенно несоответствовать цене карты.
По сути это почти единственная проблема.
Хотя сейчас это уже не очень важно, так как RTX уже является универсальной серией, а не игровой, почти полностью вытеснив "бюджетные" профессиональные видеокарты.
А брать что до дороже RTX4090, где уже нет оптимизации под игры очень-очень мало кто стал бы.
Профессиональные карты, стоимость которых может доходить до 1 миллиона рублей, разрабатываются с такой архитектурой, которая эффективнее будет для задач обработки графики, работа с огромными статичными сценами в огромном разрешении. Она нацелена на тяжесть и объем, нежели на динамику (видеоигры). Это не означает, что на ней нельзя играть и что она не будет уровня какой-нибудь 4090. Но факт в том, что на практике в играх её уровень и будет 4090 или чуть ниже, но разница в цене колоссальная.
У нее много видеопамяти и чип для работы с графикой, не для игр.